Исповедь (в религии)

ИСПОВЕДЬ (греческий - έξομολόγησις, латинский - сonfessio), в таинстве покаяния называние верующим в присутствии священника (духовника) совершённых после крещения грехов и чтение этим священником специальной разрешительной молитвы, дающей прощение.

Согласно учению православной и католической Церквей, покаяние установлено Иисусом Христом во время Его земного служения, когда перед вознесением Он дал власть прощать грехи Своим ученикам-апостолам: «...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Однако в ранней Церкви существовало мнение, что отрёкшийся от веры или впавший в тяжкие грехи христианин не может так просто вернуться в лоно Церкви (Евр. 6:1-10). Некоторые христианские авторы приравнивали покаяние к таинству крещения и тем самым отрицали возможность повторного покаяния («Пастырь» Ермы). Тем не менее христианские источники, начиная с середины 3 века, сообщают о довольно развитой исповедальной практике. Исповедь совершалась в присутствии всей общины, окончательное же решение о прощении или запрете причащаться и исключении из общины принимал епископ. В зависимости от тяжести прегрешения грешник причислялся к одному из 4 разрядов кающихся и мог вернуться в полное общение с Церковью только после длительного периода покаяния. С появлением в Церкви монашества в христианскую жизнь стала постепенно входить практика так называемой тайной, или индивидуальной, исповеди (которая могла повторяться сколько угодно раз), но общераспространённой она становится лишь к концу 1-го тысячелетия. Связано это было, вероятно, с практикой монастырей Студийской традиции, влияние которых на богослужение Византии в послеиконоборческий период было определяющим.

Реклама

В Русской православной церкви практика совершения исповеди, как и всё богослужение в целом, сложилась под влиянием византийской литургической традиции. По славянскому Требнику чин исповеди состоит из следующих элементов: после чтения обычного начала и специальных молитв чинопоследования исповеди кающийся называет совершённые им грехи, после чего священник читает над ним разрешительную молитву, являющуюся видимым свидетельством получения прощения или избавления от грехов; иногда, если исповеданные грехи имеют особую степень тяжести, священник может наложить на человека епитимию, рекомендовать особое молитвенное правило, поклоны и пр. В практике русской Церкви исповедь обычно связывается с таинством Евхаристии, является своеобразным предваряющим элементом. Исповедоваться принято с 7-летнего возраста. В русской Церкви в конце 19 - начале 20 века появилась практика общей исповеди, которую впервые ввёл святой праведный Иоанн Кронштадтский; этот вид исповеди используется при большом стечении желающих исповедоваться, однако это идёт вразрез с литургической практикой.

В католической церкви исповедь состоит из следующих элементов: кратких вступительных молитвословий, благословения священником кающегося, чтения из Священного Писания, цель которого - побуждение исповедующего грехи к сокрушению, собственно исповеди, наложения епитимии, чтения разрешительной молитвы, заключительных молитвословий и благословения. Со времени 4-го Латеранского собора (1215) католикам предписывается исповедоваться не менее одного раза в год. Начиная с 17 века, исповедь в католической церкви становится анонимной: в храмах сооружаются специальные кабинки-исповедальни, в которых кающийся и принимающий исповедь разделены перегородкой, позволяющей слышать голос, но не видеть друг друга.

В большинстве протестантских церквей исповедь не признаётся таинством. Протестанты отрицают возможность отпущения грехов священником. Спасение, по их мнению, достигается исключительно верой. Тем не менее, институт исповеди в некоторых протестантских деноминациях присутствует, но исповедь рассматривается как средство пробуждения веры. Принять исповедь может любой член общины, однако обычно исповедуются пастору.

Лит.: Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории. М., 1995; Пентковский А. М. Покаянная дисциплина христианской церкви в конце I тысячелетия // Журнал Московской патриархии. 2002. №10; Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной церкви: [история духовничества на Востоке]. М., 2003; Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Рим; М., 2006. Т. 5: Введение в таинства Византийской традиции.

С. Ю. Акишин.