Исторические песни
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, в русском фольклоре песни (главным образом эпические и лиро-эпические), посвящённые историческому событию или лицу, с развёрнутым повествовательным сюжетом. В устной традиции не имели специального обозначения. Период расцвета исторических песен - 16-18 века, однако их продолжали сочинять и позднее. Области распространения: Центральная Россия, Поволжье, Русский Север, Сибирь, казачьи поселения на реках Дон, Кубань, Терек, Урал. Известно свыше 600 сюжетов исторических песен. Ранние сюжеты отобразили события периода борьбы с монголо-татарским игом («Авдотья Рязаночка», «Татарский полон», «Щелкан Дудентьевич»). В циклах исторических песен 16 века разработаны темы борьбы Ивана IV Васильевича Грозного с внешними и внутренними врагами («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына»), сибирского похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. В 17 веке сложены исторические песни о Смутном времени («Михаил Скопин-Шуйский», «Гришка-расстрижка», «Плач Ксении Годуновой»), о борьбе за Смоленск («Земский собор», «Милославский»), о защите южных границ («Взятие Азова»). Один из самых крупных циклов - о Степане Разине («Убит астраханский воевода», «Песня разинцев», «Казнь Стеньки Разина» и др.). В 18 веке возникли исторические песни о петровском времени, в которых на первый план выступила тема побед русской армии: Полтавская битва 1709, взятие Орешка, Риги, Выборга; появились исторические песни о восстании Е. И. Пугачёва 1773-75. В исторических песнях 18-19 веков запечатлены образы полководцев А. В. Суворова, Г. А. Потёмкина-Таврического, М. И. Кутузова, казачьего атамана М. И. Платова, события Отечественной войны 1812, Севастопольской обороны 1854-55 и др. В поэтической композиции важное место занимают монологи и диалоги, характерен акцентный стих, обычно двухударный. В изучение исторических песен большой вклад внесла историческая школа фольклористики.
Реклама
Исполнительские традиции. Северные сказители пели исторические песни в стиле, близком былинам, и называли их старинами. В Центральной России преобладали повествовательные крестьянские песни, стилистика которых зависит от местной традиции; в ранних песнях сохранились архаические ладовые особенности («Про татарский полон» в сборнике Н. А. Римского-Корсакова). Для среднерусской традиции характерно хоровое исполнение в смешанном аккордово-полифоническом складе. Исключительно важна роль исторических песен в казачьем фольклоре; казаки поют исторические песни либо как походные (героические, сатирические, славильные), либо как «беседные» (в домашней обстановке, с участием женских голосов), по стилю близкие протяжным песням («Ой да ты кормилец наш, славный Тихий Дон», о бедствиях во время Отечественной войны 1812). Казачьи походные исторические песни имеют маршевую ритмику, но сохраняют ладовое своеобразие (пентатоника в песне «Пишет, пишет Карла Шведский») и неквадратное строение («Из-за леса, леса копий и мечей»); в беседных сохранились свободная музыкальная ритмика, подголосочная полифония (нередко весьма развитая), но выработался и ряд новых приёмов, например одиночное исполнение. Для исторических песен с сатирическими сюжетами в разных традициях характерны «острые» ритмы: плясовые («Щелкан Дудентьевич» в сборнике Кирши Данилова), маршевые («Пишет, пишет Карла Шведский» в сборнике А. М. Листопадова). На стилистику солдатских исторических песен (появились после введения регулярной армии при Петре I) оказали влияние виватные канты и марши военно-духовых оркестров, однако иногда сохраняются акцентный стих (в новгородском варианте песни «Поле чистое турецкое» в записи Е. Э. Линёвой) и неквадратные структуры. Нередко солдатские исторические песни пелись на книжные тексты («Бородино» на стихи М. Ю. Лермонтова), некоторые - полностью авторские («Было дело под Полтавой», сочинена ярославским крестьянином И. Е. Молчановым). Для городских исторических песен типичен гомофонно-гармонический склад.
Исторические песни продолжают жить в устной традиции, главным образом среди казаков, исполняются народными коллективами, фольклорными ансамблями («Казачий круг», Москва, и многие др.), входят в репертуар профессиональных хоров.
Первые записи исторических песен с напевами опубликованы в сборнике Кирши Данилова (1818). Северные песни опубликованы в сборнике М. А. Балакирева, песни Центральной России - в сборниках М. А. Стаховича (1855), Н. А. Римского-Корсакова и других сборниках 19 века. Первые записи многоголосных исторических песен на слух опубликован в сборнике Н. Е. Пальчикова (изданы в 1888), впервые на фонограф многоголосные исторические песни казаков записал А. М. Листопадов («Песни донских казаков», т. 1, часть 1-2, 1949).
Изд.: Исторические песни XIII-XVI вв. / Изд. подгот. Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М.; Л., 1960; Исторические песни XVII в. / Изд. подгот. О. Б. Алексеева. М.; Л., 1966; Исторические песни XVIII в. / Изд. подгот. О. Б. Алексеева, Л. И. Емельянов. Л., 1971; Исторические песни XIX в. / Изд. подгот. Л. В. Домановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. Л., 1973.
Лит.: Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI вв. М.; Л., 1960; Соколова В. К. Русские исторические песни XVI-XVIII вв. М., 1960; Криничная Н. А. Народные исторические песни начала XVII в. Л., 1974.
Т. В. Зуева; Е. М. Фраёнова (исполнительские традиции).