Иудея
ИУДЕЯ, Йегуда (еврейский), историческая область в Южной Палестине. Название «Иудея» получила по имени племени Иуды, одного из еврейских племён (смотри Колена Израилевы), поселившихся на территории Палестины в конце 2-го тысячелетия до нашей эры. После распада в конце 10 века до нашей эры единого еврейского царства царей Давида и Соломона на территории племени Иуды сложилось Иудейское царство со столицей Иерусалим. После его разгрома Нововавилонской державой Иерусалимский храм и сам Иерусалим в 586 году до нашей эры (по другой хронологии, в 587) были разрушены.
В 539 до нашей эры персидский царь Кир II завоевал Вавилон и издал указ, разрешающий иудеям вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Возвращение части иудеев на родину и постройка Второго храма не привели к восстановлению монархии, поскольку персы стремились создать в Иудее привилегированную самоуправляющуюся храмовую общину - надёжную опору центральной власти. Окончательно эта община сформировалась в середине 5 века до нашей эры под руководством приближённых персидского царя Артаксеркса I знатных иудеев Эзры и Неемии. Она была освобождена от царских налогов, получила собственную юрисдикцию и военную организацию (ополчение). Иерусалим был обнесён оборонительной стеной. Во главе общинного самоуправления стояли первосвященник и должностные лица из жрецов, составлявших около половины полноправного населения, а также глав влиятельных иудейских родов. В экстренных случаях созывалось народное собрание (кахал). На одном из них был подписан договор, обязывающий иудеев соблюдать субботу, делать приношения в храм и не вступать в смешанные браки. Эти установления были основаны на законах Пятикнижия, объявленного гражданским уложением иудеев. Они способствовали окончательному размежеванию иудеев с близкими к ним по своей религии и культуре самаритянами - потомками евреев, оставшихся на родине после гибели Израильского и Иудейского царств и смешавшихся с переселенцами из Месопотамии.
Реклама
После восточного похода Александра Македонского Иудея стала частью его державы, а затем оказалась под властью эллинистических правителей - сначала Птолемеев (301-200 до нашей эры), затем Селевкидов (200-142). В Палестине появились эллинистические полисы с населением из греков, македонян и эллинизованных сирийцев. В то же время немало иудеев переселились за её пределы, образовав еврейскую диаспору в эллинистическом мире. Иудея сохранила полуавтономный статус под руководством наследственного первосвященника и совета старейшин (герусии или синедриона), состоявшего из священников высшего ранга и самых влиятельных представителей светской знати. Крестьяне превратились в полузависимых царских земледельцев, обременённых многочисленными налогами и повинностями в пользу царя, Иерусалимского храма и местных крупных землевладельцев. Высшие жрецы и богатые землевладельцы преуспевали за счёт приобщения к политической власти, торговле и откупам налогов; они всё больше подвергались эллинизации.
После поражения в войне с Римом (192-188 до нашей эры) Селевкиды для укрепления своей власти увеличили налоговый гнёт, ограбили многие святилища (в том числе Иерусалимский храм) и перешли к политике ускоренной эллинизации. Опираясь на эллинизованную иудейскую знать, Антиох IV Эпифан (175-164) попытался превратить Иерусалим в эллинистический полис, основав в нём гимнасий и разместив гарнизон. В 167 он запретил отправление иудейских обрядов, а Иерусалимский храм превратил в святилище бога Зевса. В ответ вспыхнуло восстание под руководством священника Маттафии из рода Хасмонеев. Оно получило название восстания Маккавеев по имени сына Маттафии Иуды Маккавея (Молота), одержавшего первые победы над Селевкидами. В 142 Селевкиды признали независимость Иудеи. Народное собрание в Иерусалиме утвердило младшего сына Маттафии Симона главой народа (этнархом), первосвященником и главнокомандующим (142-134). Пользуясь распадом царства Селевкидов, Хасмонеи стали завоёвывать прилегающие к Иудее области. При Александре Яннае (103-76) под их властью оказалась вся Палестина, которую отныне стали называть также Иудеей. Жители Северной Галилеи и Идумеи были насильственно обращены в иудаизм. Многих граждан эллинистических полисов, отказавшихся переходить в иудаизм, изгнали, а их землю отдали для поселения еврейским колонистам. Других отказников обложили тяжёлой данью. Став частью эллинистического мира, Хасмонеи сами подверглись эллинизации. Начиная с Аристобула I (104-103), они принимали титул царя и греческие имена (наряду с иудейскими), завели двор и наёмную армию по эллинистическому образцу, обложили крестьян большими налогами. Всё это вызвало раскол в иудейском обществе. Александру Яннаю пришлось подавлять восстания иудейских крестьян во главе с фарисеями. Его сыновья Аристобул II (67-63) и Гиркан II (63-40) в борьбе за власть развязали гражданскую войну и оба обратились за помощью к римлянам.
В 63 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей захватил Иудею и уничтожил державу Хасмонеев. Территории, принадлежавшие ранее эллинистическим полисам, были изъяты из её состава и включены в римскую провинцию Сирия, еврейские колонисты изгнаны со своих наделов, разрушенные полисы восстановлены. Иудея утратила выход к Средиземному морю и Заиорданье с важными торговыми путями. Признанный Римом Гиркан II получил титул не царя, а всего лишь этнарха (а также первосвященника), стены Иерусалима и многих хасмонейских крепостей были разрушены, страна обложена налогами и повинностями в пользу Рима. Евреи диаспоры подверглись преследованиям: им препятствовали собирать взносы в пользу Иерусалимского храма, а собранные средства отбирали и присваивали. Ответом на это стала череда народных восстаний в Иудее.
При Юлии Цезаре, исходя из стратегического значения Иудеи и её влияния на евреев диаспоры, политика Рима меняется: Иудее возвратили доступ к Средиземному морю и отторгнутые ранее плодородные земли, она была освобождена от постоя римских войск, а евреи - от обязательной службы в римской армии. Права Иерусалимского храма на получение взносов от всех иудеев, где бы они ни проживали, были закреплены особым указом. Иерусалим был снова окружён стенами и стал могучей крепостью. Евреи диаспоры получили ряд привилегий и защиту от преследований. Преемники Цезаря придерживались его политики. В правление Ирода I Великого Иудея, получившая налоговый иммунитет, вновь включала всю Палестину. Иерусалимский храм и сам Иерусалим были перестроены и расширены. В стране развивались городская жизнь, ремесло и торговля, что сопровождалось усиленной эллинизацией и нарастанием противоречий между евреями и греками, социальными низами и верхами, подданными и властью. После смерти Ирода I в 4 до нашей эры вспыхнули восстания, которые пришлось подавлять римлянам. Они разделили владения Ирода между тремя его сыновьями. Собственно Иудея досталась Архелаю, но в 6 нашей эры он, по просьбе своих подданных, был отстранён Августом от власти и отправлен в изгнание, а Иудея стала римской провинцией.
Римские наместники оказались не в состоянии обеспечить длительный мир и порядок в стране, раздираемой религиозными, социальными и этническими противоречиями. Римляне даже вернули Иудее статус зависимого царства во главе с внуком Ирода I Агриппой I (41-44), но после его смерти снова сделали её провинцией. В результате Рим столкнулся с двумя крупными восстаниями в самой Иудее - Иудейской войной (66-74) и восстанием Бар-Кохбы (132-135), а также мощным восстанием евреев диаспоры (115-117), остановившим римскую экспансию на Востоке. Подавление этих восстаний сопровождалось массовой гибелью евреев, потерей ими своих былых привилегий, разрушением Иерусалима и Иерусалимского храма и исчезновением из официальных документов самого слова «Иудея». Со 135 Иудея стала именоваться Сирия-Палестина.
Лит.: Smallwood Е. М. The Jews under Roman rule. Leiden, 1976; Alon G. The Jews in their land in the Talmudic age (70-640 С. Е.). Camb. (Mass.); L., 1989; Grabbe L. L. Judaism from Cyrus to Hadrian. L., 1994; Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000; История еврейского народа / Под редакцией Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002; Schäfer Р. The history of the Jews in the Greco-Roman world. L., 2003.
А. Л. Смышляев.