Иванов Александр Андреевич

ИВАНОВ Александр Андреевич [16(28).7.1806, Санкт-Петербург - 3(15).7.1858, там же], российский живописец, график. Сын живописца А. И. Иванова, брат архитектора С. А. Иванова (1822-77). Учился в петербургской Академии Художеств (1817-28) у своего отца, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Ранние картины на мифологические и библейские темы в стиле классицизма близки творчеству учителей Иванова (барельефное построение композиции, контурный рисунок, локальный цвет), но отличаются повышенной эмоциональностью («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824, ГТГ; «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827, ГРМ; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829,там же). В 1830 в качестве пенсионера ОПХ отправился в Италию (через Австрию и Германию). В 1831-58 жил в Риме, неоднократно посещая различные города и области Италии. В 1857 побывал в Лондоне, Париже, Брюсселе, городах Швейцарии и Германии.

Иванов Александр АндреевичВ Италии Иванов изучал памятники античности, копировал произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Я. Тинторетто, Тициана и др. Иванов пользовался советами В. Камуччини и Б. Торвальдсена, сблизился с художниками-назарейцами П. фон Корнелиусом и особенно И. Ф. Овербеком, влияние которого отразилось на всём его последующем творчестве; знакомился с идеями современной немецкой философии (Ф. В. Шеллинг) и библеистики (Д. Ф. Штраус). Из деятелей отечественной культуры, наряду с художниками (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский и др.), Иванов общался с любомудрами (Н. М. Рожалин) и славянофилами (Ф. В. Чижов); встречался с А. И. Герценом, В. А. Жуковским, И. М. Сеченовым, И. С. Тургеневым, Н. М. Языковым; наиболее тесные отношения сложились у Иванова с Н. В. Гоголем (в 1841 исполнены два портрета писателя, ГТГ и ГРМ), оказавшим значительное воздействие на мировоззрение художника. В Риме Иванов вначале обращается к античному мифу («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831-1834, ГТГ, не окончена; смотри иллюстрации к статье Аполлон), затем - к библейским сюжетам: выполнил картину «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835, ГРМ), за которую получил звание академика исторической живописи петербургской Академии Художеств (1836).

Реклама

В 1837 году Иванов приступает к главному делу своей жизни - исполнению картины «Явление Христа народу» (1837-57, ГТГ; первые эскизы - около 1833; малый вариант картины, одновременно служивший эскизом, 1836 - не ранее 1855, ГРМ). Этот сюжет, по мысли художника, знаменует начало духовного преображения человечества. На картине изображён берег Иордана, где Иоанн Креститель указывает на появившегося вдали Христа своим приверженцам, которые слушают его проповедь. В картине Иванова действующим лицом становится народ; все персонажи, по-разному реагирующие на появление Мессии, наделены яркой характерностью (драматургия сюжета подсказана фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»). Картина построена как фризовый горельеф; композиционным и смысловым центром её является фигура Христа.

Иванов Александр АндреевичРабота над картиной, затянувшаяся на два десятилетия, шла в направлении исторической, археологической, этнической и психологической конкретизации характеров и пейзажа, а также сопоставления их с традиционной иконографией. Стремясь к предельной достоверности, Иванов выработал своеобразный метод «сравнения и сличения», который считал единственно правильным: определив положение и роль персонажа в эскизе композиции, он ищет аналоги воплощения этого или подобного образа другими художниками, зарисовывая наиболее удачные решения; затем пишет натурщиков в соответствующей позе, часто сопоставляя их прямо на этюде с подобными античными статуями; наконец, сводит собранный материал в единый образ. Такой метод чрезвычайно удлинял и усложнял процесс исполнения произведения; столь же тщательно Иванов разрабатывал пейзаж, выверяя по натуре все его элементы, воздушную перспективу, изыскивая общий тон картины. Он писал этюды почвы, камней, деревьев, ветвей, отражения в воде, панорамы с морскими просторами и синеющими вдали горами («Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846, ГТГ), драпировки на траве в разных сочетаниях; одним из первых в мировой живописи изображал обнажённую модель на пленэре («Четыре нагих мальчика» и др., все - 1840-е годы, ГРМ). Выдающийся мастер рисунка, Иванов наряду с академическими штудиями оставил много альбомов и листов бытовых, портретных, пейзажных, анималистических зарисовок, эскизов, карандашных копий и набросков с произведений искусства; выполнил ряд акварелей бытового жанра («Жених, покупающий кольцо невесте», «Ave Maria», обе - 1839, ГРМ; «Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии», 1842, ГТГ, и др.).

В последнее десятилетие жизни Иванов разрабатывал новый грандиозный замысел, инспирированный несостоявшимся заказом росписей для храма Христа Спасителя в Москве, - особого здания, на стенах которого были бы размещены монументальные росписи, посвящённые жизни Христа, сопоставленные с «параллельными» сюжетами из Ветхого Завета и античной мифологии. В 1849-58 Иванов создал для этих росписей свыше 200 так называемых Библейских эскизов, в которых обобщён его опыт исторического живописца, десятилетиями изучавшего историю и материальную культуру Древнего Востока, вдумчиво читавшего Библию и комментарии к ней, размышлявшего над историософскими вопросами. В Библейских эскизах, родственных по замыслу сериям назарейцев и отличающихся богатством и разнообразием композиционных решений, закладываются основы художественного языка монументального и станкового искусства рубежа 19-20 века (смотри иллюстрации к статье Графика). Художник-мыслитель, Иванов оставил множество записей и обширную переписку, содержащие его мысли об искусстве. В записях он предсказывал «золотой век», который, по его мнению, наступит благодаря России, соединившей все достижения человечества с духовно преображёнными религией и искусством («Мысли, приходящие при чтении Библии», 1846-47, и др.).

В мае 1858 Иванов привёз картину «Явление Христа народу» и материалы к ней в Санкт-Петербург, несмотря на то, что считал её неоконченной; картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, потом в Академии Художеств (вместе с этюдами и эскизами). В России Иванов встречался и беседовал об искусстве с В. В. Стасовым, А. С. Хомяковым, Н. Г. Чернышевским. На картину появились отклики в прессе, в том числе отрицательные. Не дождавшись решения двора о покупке картины (на вырученные средства художник планировал совершить поездку на Ближний Восток и продолжить работу над Библейскими эскизами), Иванов скоропостижно скончался.

Иванов Александр АндреевичТворчество Иванова - одна из вершин русского искусства 19 века. Развиваясь в русле академического классицизма, Иванов преодолел его ограниченность, став одновременно и завершителем традиции, и её реформатором. Противоречивые искания художника, сочетавшего тяготение к монументальной форме с позитивистским вниманием к каждой детали, идеальность образов с конкретностью их воплощения, стремившегося синтезировать различные жанры в одном произведении, соединить классическое искусство с запросами современности, оказать радикальное этическое воздействие эстетическими средствами, получили дальнейшее развитие в отечественном и мировом искусстве, предвосхитив многие достижения в живописи 2-й половины 19 - 1-й половины 20 века.

Лит.: А. А. Иванов, его жизнь и переписка / Сост. М. П. Боткин. СПб., 1880; Романов Н. И. А. А. Иванов и значение его творчества. М., 1907; Зуммер В. М. О вере и храме А. Иванова. К., 1918; Алпатов М. В. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1-2; Ракова М. М. А. Иванов. М., 1969; Загянская Г. А. Пейзажи А. Иванова. М., 1976; Алленов М. М. А. А. Иванов. М., 1980; А. Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / Сост. И.А. Виноградов. М., 2001; А. А. Иванов / Отв. редактор Л. И. Иовлева. М., 2006.

А. М. Муратов.