Иванов Лев Иванович

Иванов Лев ИвановичИВАНОВ Лев Иванович [18.2(2.3).1834, Москва - 11(24).12.1901, Санкт-Петербург], российский артист балета, балетмейстер. В 1844-1852 учился в Санкт-Петербургском театральном училище, занимался классическим танцем у А. И. Пименова, Фредерика, Э. Гредлю, Ж. А. Петипа. В 1852 зачислен в кордебалет Санкт-Петербургской балетной труппы. Выступал партнёром Е. И. Андреяновой и Т. П. Смирновой. В 1869, после назначения М. И. Петипа балетмейстером Санкт-Петербургской балетной труппы, занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Среди партий: Феб и Клод Фролло («Эсмеральда» Ч. Пуньи), Солор («Баядерка» Л. Ф. Минкуса), Конрад («Корсар» А. Адана), Колен («Тщетная предосторожность» П. Гертеля). Последний раз выступил на сцене в 1893 году. С 1858 преподавал в младших классах Санкт-Петербургского театрального училища; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова. В 1882 году назначен режиссёром Санкт-Петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх; с 1885 второй балетмейстер Мариинского театра. Обладая феноменальными музыкальными  способностями (мог по слуху запомнить и исполнить музыку к целому балету), именно в музыке видел источник хореографической образности. В 1887 в традициях романтичного балета поставил «Очарованный лес» Р. Дриго и (совместно с М. И. Петипа) «Гарлемский тюльпан» Б. А. Фитингоф-Шеля, в которых сочетал мотивы фантастики и фольклора, в 1890 - «Половецкие пляски» для премьеры оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», в 1892 - славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета «Млада» Н. А. Римского-Корсакова. В постановке балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1892) в основу танцевального действия были положены принципы музыкально-симфонического развития (особой удачей стал «Танец снежных хлопьев»). В 1894 в Мариинском театре впервые была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» Чайковского в постановке Иванова, в 1895 - 4-я картина балета (1-ю и 3-ю картины поставил Петипа). Продолжая традиции русской хореографии 19 века, Иванов придал симфоническую масштабность ансамблям лебедей, разработав их во взаимодействии с лирико-трагедийным образом главной героини балета. Углубить опыты симфонизации Иванову удалось во «Второй венгерской рапсодии» на музыку  Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 году как вставной номер в балете «Конёк-Горбунок» Пуньи. Смерть не дала Иванову завершить постановку «Сильвии» Л. Делиба, её закончил Гердт. Б. В. Асафьев назвал Иванова «душой русского балета».

Реклама

Иванов Лев Иванович

Соч.: Мои воспоминания // Советский балет. 1987. № 1.

Лит.: Асафьев Б. В. Избр. труды. М., 1954. Т. 2; Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956; Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX в. Л.; М., 1963; Демидов А. П. «Лебединое озеро». М., 1985.

В. М. Красовская.