Изаи Эжен

Изаи (Ysaye, Ysaÿe) ЭженИЗАИ (Ysaye, Ysaÿе) Эжен (Эжен Огюст) (16.7.1858, Льеж - 12.5.1931, Брюссель), бельгийский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель. Игре на скрипке учился с 4 лет у отца, скрипача и театрального дирижёра, с 7 лет - в Льежской коне, у Д. Хейнберга, затем у Р. Массара, с 1875 - в Брюссельской консерватории у Г. Венявского, в 1876-79 - в Париже у А. Вьётана. Творческая индивидуальность Изаи сформировалась, по его собственным словам, под влиянием А. Г. Рубинштейна, с которым он совершил концертную поездку по Норвегии и Швеции (1881). В 1882-1912 Изаи почти ежегодно гастролировал в России. Дружеские и творческие отношения связывали его со многими русскими музыкантами (у Изаи учились М. И. Пресс, М. Г. Эрденко, Н. Мильштейн и др.). В 1886 Изаи сблизился с французскими композиторами (в том числе С. Франком, Э. Шоссоном, К. Дебюсси), стал пропагандировать их творчество. С 1886 профессор Брюссельской консерватории, в 1888 основал струнный квартет, с 1895 дирижировал организованными им «Концертами Изаи» (существовали до 1940). В 1918-22 руководил симфоническим оркестром в Цинциннати (США). Как скрипач выступал до 1928 года. Разработанные им проекты Международного музыкального  фонда, международных конкурсов были осуществлены лишь после его смерти (в 1937 в Брюсселе состоялся 1-й международный конкурс скрипачей имени Изаи, в 1938 - 1-й международный конкурс пианистов).

Реклама

Один из крупнейших скрипачей романтичного направления, Изаи захватывал экспрессией игры, блеском техники, яркостью музыкальных  образов. Был выдающимся ансамблистом. Для Изаи написаны Поэма для скрипки с оркестром и Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Э. Шоссона, Соната для скрипки и фортепиано С. Франка, Струнный квартет К. Дебюсси и др. Сочинения Изаи для скрипки выдержаны в позднеромантичной стилистике, большая часть их написана в свободной «поэмной» форме [«Зимняя сказка», «Экстаз», «Элегическая поэма», 6 сонат для скрипки соло (1924), в том числе одночастные 3-я («Соната-баллада») и 6-я], звучание инструмента раскрыто с уникальной полнотой и красочностью (вплоть до употребления четвертитонов в 3-й сонате). Творческие принципы Изаи были развиты Ф. Крейслером; его учениками считали себя также Ж. Тибо, Дж. Энеску. Изаи принадлежит ряд транскрипций, редакций классических произведений, каденций к концертам Дж. Б. Виотти, В. А. Моцарта и др. Автор оперы «Шахтёр Пьер» (1931, Льеж).

Лит.: Quitin J. Е. Ysaÿе: étude biographique et critique. 2 éd. Brux., 1958; Гинзбург Л. Э. Изаи. М., 1959; Ysaÿе А. Е. Ysaÿе. 2 éd. Brux., 1972; Stockhem М. Е. Ysaÿе et la musique de chambre. Liège, 1990.