Ксенакис

Ксенакис КСЕНАКИС (Ξενάϰης, Xenakis) Янис (29.5.1922, Брэила, Румыния – 4.2.2001, Париж), греческий и французский композитор, архитектор. С 1932 года жил в Афинах. В 1946 окончил Афинский политехнический институт. Активный участник греческого Движения Сопротивления. В годы гражданской войны (1946-49) за приверженность коммунистическим  идеям признан политическим преступником, в 1947 году бежал в Париж, в Греции заочно приговорён к казни и лишён гражданства (вновь получил греческое гражданство в 1974 году). В 1947-59 работал в студии архитектора Ле Корбюзье, участвовал в нескольких проектах, самый значительный из которых – павильон «Электронная поэма» фирмы «Philips» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В 1948-50 брал уроки у А. Онеггера и Д. Мийо, в начале 1950-х годов прослушал курсы музыкальной эстетики и анализа музыкальных форм в Парижской консерватории в классе О. Мессиана. В 1955-62 работал в студии электронной музыки, основанной Пьером Шеффером. В 1966 году в Париже основал Группу математики и автоматики музыки [Equipe de Mathematique et d’Automatique Musicales, с 1972 Центр изучения математики и автоматики музыки (Centre d’Etudes Mathematiques et Automatique Musicales)], в которой работал на компьютере UPIC, преобразовывающем графические элементы в звуковые. В 1976 году защитил докторскую диссертацию «Наука и искусство. Взаимосвязи» (Сорбонна). Преподавал на летних курсах в Дармштадте (1972, 1974, 1990). Участник многих фестивалей современной музыки: Донауэшингенского (1955, 1996), «Musica viva» в Мюнхене (1957), «Парижская осень» (1972, 1984, 1986, 1989), Бетховенского в Бонне (1974, 1980), Баховского в Лондоне (1972, 1975, 1976, 1997), «Ла Рошель» (1975), в Монпелье (1987), «Варшавская осень» (1989, 1994), Страсбурского музыкального (1991). В 1994 приезжал в Россию, где в рамках фестиваля «Московская осень» состоялось несколько его авторских концертов. Сотрудничал с Г. Шерхеном, 3. Метой, С. Одзавой и другими крупнейшими дирижёрами.

Реклама

Один из лидеров авангардизма 2-й половины 20 века. Создатель так называемой стохастической концепции сочинения музыки (впервые введена в музыкальную практику в 1956 в программе SMP – Stochastic Music Program), основанной на применении отдельных положений вероятностей теории (цепь Маркова – в его сочинении «Аналогии А/В», 1959; распределение Гаусса – в «Atrées», 1962; распределение Максвелла – в «Pithoprakta», 1956, и др.), игр теории и компьютерного программирования. В инструментальном творчестве широко пользовался приёмами сонорики. В вокальных сочинениях воплощал идею возрождения античного театра на современной сцене («Орестея», 1966; «Медея», 1967; «Вакханки», 1993). Работы в области электронной музыки: «Диаморфозы» (1957), «Бохор» (1962), «Отражение – цветение – пауза» («Hibiki Напа Ма», 1970), «Рычание быков» («Taurhiphanie», 1987) и др. Создал пространственные аудиовизуальные композиции для исполнения на открытом воздухе или в специальных помещениях: «Политоп в Монреале» (Монреаль, 1967), «Политоп в Клюни» (Париж, 1972), «Политоп в Микенах» (Микены, 1978). Выступал с критикой серийной музыки. Среди других сочинений: балет «Мозговая энергия» («Kraanerg»; Оттава, 1969); для оркестра – «Конструирование действием» («Terretektorh», 1966), «Тростники» («Jonchaies», 1977), «Изменчивость моря» («Sea-Change», 1997); для инструментальных составов – «Будучи» («Eonta») для фортепиано и квинтета духовых (1963-64), «Флегра» для 11 инструментов (1975), «Узлы» («Komboï») для клавесина и ударных (1981); для фортепиано с оркестром – «Связи» («Synaphaï», 1969), «Сила земли» («Erikhthon», 1974); для хора, оркестра или ансамбля – «Много прекрасного» («Polla ta dhina», 1962), «Испепелённый» («Cendrees», 1973), «Погребальная церемония» («Nekuïа», 1981).

Награждён орденом Почётного легиона (1991).

Соч.: Musiques formelles. Р., 1963; Musique. Architecture. Tournai, 1971.

Лит.: Кон Ю. О теоретической концепции Я. Ксенакиса // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976. Вып. 3; Bois М. I. Xenakis: the man and his music. 2nd ed. Westport, 1980; Matossian N. Xenakis. L., 1986; Соколов А. Теоретическая концепция Я. Ксенакиса как основа его практического метода композиции // Труды ГМПИ имени Гнесиных. 1989. № 105; Solomos М. I. Xenakis. Mercuès, 1996; Portrait(s) de 1. Xenakis. Р., 2001; Harley J. Xenakis: his life in music. N. Y., 2004; Ферапонтова Е. Я. Ксенакис: через авангард к античности // Музыкальная академия. 2007. № 2; она же. Я. Ксенакис – линия жизни // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2007. № 1; Дубов М. Структурная сонорика Я. Ксенакиса // Музыковедение. 2008. № 1.

Е. В. Ферапонтова.