Кабаков Илья Иосифович

Кабаков Илья ИосифовичКАБАКОВ Илья Иосифович (родился 30.9.1933, Днепропетровск), российский график, живописец, автор инсталляций. Ведущий представитель русского постмодернизма, глава московской концептуальной школы 1970-1980-х годов. Окончил графический факультет МХИ (1957), в 1950-70-е годы иллюстрировал преимущественно детские книги. С 1989 живёт и работает в Западной Европе и США. Ранние станковые рисунки и картины Кабакова изображают на пустом фоне банальные предметы, между которыми при помощи фраз или линий установлены абсурдные причинно-следственные связи. Композиционные закономерности (центр-периферия и др.) осмыслены как выражение культурных иерархий; искусство трактовано как способ оформления логических структур. Центральная работа Кабакова 1970-х годов - серия альбомов «10 персонажей» (1970-74, частично - Национальный музей современного искусства, Париж), в каждом из которых прокомментирована история «чудака», завершающаяся его растворением в белом фоне. Кабаков берёт за основу «бюрократическую» эстетику, осмысляя её как образ трагикомического отсутствия реальности и тем самым прочитывая опыт авангарда через традицию русской литературы 19 века (прежде всего Н. В. Гоголя). Эта линия была продолжена в текстовых картинах-стендах конца 1970-80-х годов («ЖЭКовская серия»), иногда с использованием реальных предметов («Кухонная серия»); затем та же проблематика предстала в пространстве (инсталляция «16 верёвок», 1986).

Реклама

В 1990-е годы Кабаков пришёл к практике «тотальной инсталляции» - театрализованного целостного пространства, развёрнутого во времени зрительского восприятия: «Красный вагон» (1991) - пластическая метафора сценария коммунистической утопии, развивающегося от патетического начала до катастрофического падения энергии строительства (использован типичный для Кабакова мотив мусора); «Большой архив» (1993) - тематизация «кафкианского» универсума; «Случай в музее» (1992), «Красный павильон» (1993) и др., воплощающие прежде всего категорию времени и сопряжённый с ней эффект неожиданности. В ряде инсталляций используются голоса и звуки.

Лит.: I. Kabakov: 10 albums, 10 characters. L., 1989; Wallach А. I. Kabakov: the man who never threw anything away. N. Y., 1996.

Е. Д. Дёготь.