Кабилы

КАБИЛЫ (от арабского аль-кабила - племена; самоназвание амазиг - свободные люди), берберский народ на севере Алжира. Живут в основном в горах Джурджуры и Бабора (Большая и Малая Кабилия, историческая область Кабилия), к востоку от города Алжир. Численность 2,9 миллиона человек (2007, оценка). Составляют около половины алжирской диаспоры во Франции (676 тысяч человек), живут также в Бельгии (50 тысяч человек), Великобритании (свыше 3 тысяч человек). Общая численность 4 миллиона человек, по некоторым источникам - до 6 миллионов человек. Говорят на кабильском языке (тагбилт) северной ветви берберо-ливийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также французский и арабский языки. Кабилы - мусульмане-сунниты маликитского мазхаба, есть католики.

Кабилы Основное занятие - земледелие, в том числе садоводство (олива, инжир). Сильна миграция в города и за пределы Африки. Кабилы составляют значительную часть алжирской буржуазии, чиновничества, интеллигенции. Они активно участвуют в политической жизни Алжира; из кабилов происходят, в частности, лидеры революции 1954-62 годов Абан Рамдан, Хосин Айт Ахмед, Мухаммед Будиаф, Белькасем Крим, Ферхат Аббас, а также классики национальной литературы Мулуд Маммери, Малек Хаддад, Мулуд Фераун, народный поэт Си Моханд, художник Мхамед Иссиахем. По инициативе кабилов в 1995 создан объединяющий всех берберов Всемирный конгресс амазигов. В Алжире существует движение кабилов за политические и культурные права («кабилизм», «берберское возрождение» - Printemps berbère). Кабилы составляют большинство членов партий Объединение за культуру и демократию, Фронт социалистических сил и др.

Реклама

Традиционная культура кабилов исследовалась, в частности, П. Бурдъе. Традиционное поселение обычно располагается на вершине горы и имеет 2 улицы: внутреннюю - для женщин и внешнюю - для мужчин; тесно поставленные друг к другу дома обращены наружу глухими стенами. Жители поселения (таддарт) управляются общим собранием (таджемаит; смотри Джамаат), во главе которого стоит вождь (амин, амоккран); подразделяются на родственные (в 4-5-м поколении) патрилинейные объединения (адрум, тахарубт), состоящие из больших патриархальных семей (ахам, буквально - большой дом). В городах (как в Алжире, так и среди кабилов-переселенцев во Франции) традиционные отношения старшинства, связанные с институтами адрум и ахам, переносятся на влиятельных соседей, которые в качестве фиктивных «старших братьев» выступают посредниками между рядовыми кабилами и государственными органами. Система родства бифуркативно-линейного типа. Распространены патрилатеральные ортокузенные браки. В мужской одежде сохранились длинные рубахи, в женской - платья с кокеткой на плечах (хубба, тахуббат). Сохраняются пережитки доисламских земледельческих культов, фольклор. Предпринимаются попытки возрождения древней письменности тифинаг, сохранившейся в вышивках и т.п. (её хранители - в основном женщины).

Лит.: Bourdieu Р. Sociologie de l’Algérie. Р., 1958; Таос-Амруш М. Волшебное зерно. Сказки, легенды и песни берберов Кабилии. М., 1974; Yacine Tassadit. Les Kabyles. Éléments pour la compréhension de l’identité berbère en Algérie. Р., 1992; Hommes et femmes de Kaby- lie / Ed. S. Chaker. Aix-de-Provence, 2001. Vol. 1; Антология берберской литературы (кабилы). М., 2001. Т. 1-2. Ч. 1-4; Напоteau А., Leturneux А. La Kabylie et les coutumes kabyles. Р., 2003; Belaïdi N. L’émigration kabyle en France: une chance pour la culture berbère? Dijon, 2003; Сергеев М. С. Берберы Северной Африки: прошлое и настоящее. М., 2003; Lacoste-Dujardin С. Le Dictionnaire de la culture berbère en Kabylie. Р., 2005.

Р. Г. Ланда.