Каблиц Иосиф

КАБЛИЦ (псевдоним Юзов) Иосиф (Осип) Иванович [30.6(12.7).1848, село Требешево Поневежского уезда Ковенской губернии - 4(16).10.1893, Санкт-Петербург], деятель российского революционного движения, публицист. Дворянин. Лютеранского вероисповедания. В 1866, 1868-69 и 1871-72 годах учился на юридическом факультете университета Святого Владимира в Киеве (несколько раз был исключён за неуплату взносов за обучение). Участвовал в деятельности ряда народнических кружков и в «хождении в народ» (1-я половина 1870-х годов). В 1874 возглавлял созданный им в Санкт-Петербурге кружок последователей М. А. Бакунина. Тогда же первым среди народников, по утверждению ряда своих современников, выдвинул идею взрыва Зимнего дворца для убийства императорской семьи. В 1875 году эмигрировал из-за угрозы ареста, за границей пытался познакомиться с технологией производства динамита. В конце 1870-х - начале 1880-х годов отошёл от революционного движения, перешёл на позиции легального народничества. Сотрудничал в журнале «Неделя» и др. В 1883 находился под кратковременным арестом за революционную деятельность. В 1886-93 служил в Государственном контроле.

Реклама

Главные труды Каблица - «Основы народничества» (1882) и «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» (1885). Один из активных пропагандистов народнической «теории малых дел», призывавшей интеллигенцию (к ней Каблиц относил «всякого, кто живёт не физическим трудом, а умственным», в том числе духовенство, военных, торговцев, промышленников и чиновников) к планомерной «культурной работе» среди народа. Каблиц противопоставлял «альтруистическому меньшинству» «эгоистическое большинство» интеллигенции, которое он подверг критике за «самообожание» и индивидуализм. Основным принципом народничества считал подчинение «мнению народа» деятельности интеллигенции. Отстаивал необходимость сохранения крестьянской общины. По убеждению Каблица, общинный уклад крестьян был во многом обусловлен духовными потребностями народа, способствовал развитию в нём «социально-нравственных инстинктов». Выступал за передачу всей земли крестьянам и выведение её из товарооборота. Предлагал сделать артель основой крупного сельскохозяйственного производства. Настаивал на оказании государственной помощи общинам и артелям, ограждении их от «разных хищников», стремившихся, по его мнению, лишь к захвату общинной земли для спекуляции ею.

Соч.: Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб., 1881.

Лит.: Харламов В. И. Каблиц (Юзов) и проблема «народ и интеллигенция» в легальном народничестве на рубеже 70-80-х годов XIX в. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1980. №4; он же. Идеология правового народничества в публицистике Каблица-Юзова (1880-е годы) // Там же. 1982. №1; он же. Теория «малых дел» Юзова в оценке читателей-современников // Из истории общественно-политической мысли России XIX в. М., 1990; Зверев В. В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России: от сороковых к девяностым годам XIX в. М., 1997.