Качалов Васи­лий Иванович

Качалов (наст. фам. Шверубович) Васи­лий ИвановичКАЧАЛОВ (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович [30.1(11.2).1875, Вильна - 30.9.1948, Москва], российский актёр, народный артист СССР (1936). Сын священника. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1893-97), одновременно выступал в студенческом театральном кружке под руководством В. Н. Давыдова (Несчастливцев - «Лес» А. Н. Островского). Летом 1896 года играл в труппе Л. А. Ленского в Стрельне под Санкт-Петербургом, главным образом в водевилях; осенью поступил на профессиональную сцену в театр Литературно-художественного общества, взяв псевдоним Качалов; играл эпизодические роли. В 1897 гастролировал по провинции с труппой В. П. Далматова, затем перешёл в «Казанско-Саратовское товарищество актёров» под руководством М. М. Бородая. Среди ролей: Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого), Горацио («Гамлет» У. Шекспира), Кнуров, Митя («Бесприданница», «Бедность не порок» Островского), Ракитин («Месяц в деревне» И. С. Тургенева).

Реклама

С 1900 года в МХТ. Дебютировал в роли царя Берендея («Снегурочка» Островского) и вскоре стал одним из ведущих актёров труппы, определявших её творческое лицо. Благородная красота, выразительный, богатый тембрами голос, вдохновенная игра и умение находить новую интонацию в каждой роли принесли Качалову широкую популярность. Он искал присущие образу характерные черты, ставил задачу передать не только внутренний мир героя, но и внешний образ через пластику, грим, костюм. Роли: Тузенбах, Вершинин («Три сестры»), Петя Трофимов («Вишнёвый сад») А. П. Чехова, Барон, Протасов («На дне», «Дети солнца» М. Горького), Юлий Цезарь, Гамлет («Юлий Цезарь», «Гамлет» Шекспира), Иоганн («Одинокие» Г. Гауптмана), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Бранд («Бранд» Г. Ибсена), Карено («У царских врат» К. Гамсуна), Анатэма («Анатэма» Л. Н. Андреева), Иван Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому), Ставрогин («Николай Ставрогин» по роману Достоевского «Бесы»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Каренин («Живой труп» Л. Н. Толстого), Дон Гуан («Каменный гость» А. С. Пушкина) и др. В 1919-22 Качалов с группой артистов МХАТа («Качаловская группа») гастролировал по югу России, затем в Болгарии, Австрии, Германии, Дании, Швеции и других странах. В 1922-1924 с труппой МХАТа, возглавляемой К. С. Станиславским, выступал в Европе и Америке. Кроме старого репертуара, исполнил новые роли: Царь Фёдор («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Гаев («Вишнёвый сад» Чехова), Штокман («Доктор Штокман» Ибсена).

С 1924 в Москве (Вершинин и Артём - «Бронепоезд 14-69» и «Блокада» Вс. В. Иванова, Николай I - «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Захар Бардин - «Враги» Горького, Репетилов - «Горе от ума» Грибоедова, Нароков - «Таланты и поклонники» Островского). Роль чтеца «От автора» («Воскресение» по Л. Н. Толстому) объединила в творчестве Качалова сценическую и концертную деятельность, которой он с годами всё более увлекался. Выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы, а также литературно-музыкальных и драматических композиций, автором которых был он сам. В репертуаре Качалова-чтеца - произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, М. Горького, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Э. Г. Багрицкого и многих др. В 1938 Качалов вернулся к исполнению роли Чацкого («Горе от ума») в новой постановке Вл. И. Немировича-Данченко. Всего на сцене МХАТа сыграл более 50 ролей. Снялся в фильме «Белый орёл». В первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь» читал текст за кадром. Государственная премия СССР (1943). Награждён орденами Ленина (1937, 1945).

Лит.: Эфрос Н. Е. В. И. Качалов. П., 1919; Кугель А. Р. В. И. Качалов. М.; Л., 1927; Марков П. А. Театральные портреты. М.; Л., 1939; В. И. Качалов. Сб. статей, воспоминаний, писем. М., 1954; Виленкин В. Я. Качалов. 2-е изд. М., 1976; Шверубович В. В. О старом Художественном театре. М., 1990.