Каченовский Михаил Трофимович

Каченовский Михаил ТрофимовичКАЧЕНОВСКИЙ Михаил Трофимович [1(12).11.1775, Харьков - 19.4(1.5).1842, Москва], российский историк, переводчик, критик, издатель, действительный статский советник (1840), член Российской академии (1819), академик Петербургской Академии Наук (1841), основоположник скептической школы в русской историографии. Происходил из греческой семьи Качони, переселившейся из Балаклавы в Харьков во 2-й половине 18 века. Окончил Харьковский коллегиум (1788). В 1795-1801 годах служил в унтер-офицерских чинах в Таврическом гренадерском полку, а затем в Ярославском пехотном полку, расквартированном в Москве. В 1799 в журнале «Иппокрена» опубликовал первые переводы и собственные прозаические сочинения и стихи. Выйдя в отставку, поступил библиотекарем к А. К. Разумовскому.

Магистр философии и преподаватель риторики и русского языка в Московском университете (1805), доктор философии и изящных наук (1806), экстраординарный профессор (1810), ординарный профессор теории изящных наук и археологии (1811), профессор кафедры истории, статистики и географии России (1821-30), затем российской словесности (1830-31), всеобщей истории и статистики (1832-33). В 1835 получил звание заслуженного профессора кафедры истории и литературы славянских наречий (создана по инициативе Каченовского в 1825). Заведовал университетской типографией (1815-16). Член правления Благородного пансиона при Московском университете (1819-25). С 1837 года ректор Московского университета. Член Общества любителей российской словесности (в 1811-21 секретарь).

Реклама

С 1803 сотрудничал в журнале «Новости русской литературы», а с 1804 - в журнале «Вестник Европы» (его редактор в 1805-1808, 1809-13 и 1814-30), где опубликовал значительное число своих статей, а также переводы французских «любовных» и авантюрных романов, произведений Дж. Байрона, А. Коцебу, В. Скотта, извлечения из научной литературы французского философа П. Бейля, немецкого историка Б. Г. Нибура и др. Привлёк к сотрудничеству в журнале В. А. Жуковского, Евгения (Болховитинова) и др. Составил учебник греческого языка - «Учебная книжка древнего греческого языка...» (1807).

В полемике, начавшейся после выхода книги А. С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), направленной против Н. М. Карамзина и его языковой реформы, Каченовский поддержал Шишкова. Выступал за сохранение старославянских слов в русском языке и осуждал проникновение в него французских слов, однако в отличие от Шишкова не рассматривал русский язык в качестве стилистического варианта старославянского.

Систематически критиковал «Историю государства Российского» за избирательный подход Н. М. Карамзина в работе с источниками, за форму изложения истории, при которой автор, используя талант литератора, рисует характеры героев, «вымышляет» речи действующих лиц и живописует события.

В работах «Историческая справка об Иоанне экзархе Болгарском» (1826), «Мой взгляд на "Русскую правду"» (1829), «О кожаных деньгах» (1835) и др. сформулировал главные принципы критики исторических источников, которые легли в основу скептической школы. Разделял критику на «низшую» (критика рукописи) и «высшую» (критика её содержания). Полагал, что исследователь должен установить соответствие информации, которую несёт в себе источник, «историческому ходу происшествия», выявить позднейшие наслоения в древнем источнике и объяснить их происхождение. Полагая исторический процесс единым, Каченовский считал необходимым изучать русскую историю в контексте мировой истории, что обусловливало необходимость, с его точки зрения, сравнительно-исторического анализа источников. Значительное влияние на взгляды Каченовского оказала работа Б. Г. Нибура «Римская история» («Römische Geschichte», Bd. 1-3, 1811-32) и его критика «баснословности» античных авторов в изложении ранней истории Рима. Каченовский считал, что в истории каждого народа были такие периоды. Исследуя древнерусские источники (Русская правда, «Повесть временных лет» и др.), он подверг сомнению их принадлежность к 10-12 векам и отнёс их к более позднему периоду - 13-14 векам. Соответственно отсутствие, по мнению Каченовского, достоверных источников по русской истории до этого времени позволяло ему считать ранний период истории Русского государства «баснословным» и недостоверно изложенным в источниках («О баснословном времени в российской истории», 1833).

Изучая летописи и историю русского церковного и гражданского языков 12-18 века, Каченовский пришёл к выводу о существовании единого «праславянского» языка, его развитие, по мнению Каченовского, привело впоследствии к разделению на несколько славянских языков, которые окончательно сформировались ко времени образования национальных государств в 9 веке («Разговоры о словесности», 1811; «О славянском языке вообще и в особенности о церковном», 1816; «Исторический взгляд на грамматику славянских наречий», 1817).

Лит.: Иконников В. С. Скептическая школа в русской историографии и ее противники. К., 1871; Барсуков Н. П. М. Т. Каченовский (послужной список) // Русская старина. 1889. №10; Каченовский В. М. М. Т. Каченовский // Там же. 1890. №6; Зеленов М. В. М. Т. Каченовский // Историки России XVIII-ХХ вв. М., 1995. Вып. 1; Умбрашко К. Б. М. Т. Каченовский и «скептическая школа» об особенностях истории России. Новосиб., 2001.