Каэтан

КАЭТАН, Гаэтан (Caetan, Cajetanus) [настоящее имя Томмазо (в миру Джакомо) де Вио] (20.2.1468 или 1469, Гаэта - 9 или 10.8.1534, Рим), итальянский богослов и философ, кардинал Римско-католической церкви (с 1517), епископ Гаэты (с 1519). В возрасте около 16 лет вступил в доминиканский орден. Учился в Неаполе, Болонье и Падуе. После участия в 1494 году в публичном диспуте с Пико делла Мирандолой в Ферраре получил кафедру метафизики при Падуанском университете. Отстаивая учение томизма в полемике с падуанскими францисканцами, последователями Дунса Скота, и аверроистами из Падуанского университета (П. Помпонацци, А. Нифо и др.), создал свои наиболее известные философские труды - комментарий к трактату Фомы Аквинского «О сущем и сущности» и трактат «Об аналогии имён», содержащий систематическое истолкование томистской концепции аналогии сущего (analogia entis).

С 1500 года в Риме - генеральный прокурор (до 1508), затем генерал (1508-18) доминиканского ордена; одновременно профессор римского университета «Ла Сапиенца». В 1512-17 принимал активное участие в работе 5-го Латеранского собора (смотри Латеранские соборы). В качестве папского легата был послан в Германию, где на заседании рейхстага в Аугсбурге пытался вынудить М. Лютера к отречению и вернуть его в лоно Римско-католической церкви. Созданный в 1507-22 фундаментальный богословский комментарий на «Сумму теологии» Фомы Аквинского (издан в 1540) впоследствии по решению папы Льва XIII был вновь опубликован в составе произведений святого Фомы (editio Leonina, vol. 1-9, 1888-1906). Последние годы жизни были посвящены библейским переводам, духовным и экзегетическим трудам. В библейской экзегезе Каэтан отступал от традиции аллегорического толкования и широко использовал разработанные гуманистами Филологические методы работы с текстами.

Реклама

Соч.: Opuscula omnia. Lugduni, 1530; Opera omnia. Lugduni, 1639. Vol. 1-5; Scripta philosophica / Ed. Р. Zammit, М.-Н. Laurent, J. Coquelle. Romae, 1934-1939. Vol. 1-6; De comparatione auctoritatis papae et concilii cum Apologia. Romae, 1936.

Лит.: Hennig G. Cajetan und Luther. Ein historischer Beitrag zur Begegnung von Thomismus und Reformation. Stuttg., 1966; Grabmann М. Die Stellung des Kardinals Cajetan in der Geschichte des Thomismus und der Thomistenschule // Grabmann М. Mittelalterliches Geistesleben. Hildesheim; N. Y., 1975. Bd 2; Wicks J. Cajetan und die Anfänge der Reformation. Мünster, 1983; Pinchard В. Мétaphysique et sémantique. Autour de Cajetan. Р., 1987; Cajetan et Luther еп 1518 / Ed. Ch. Morerod. Fribourg, 1994. Vol. 1-2; Krause А. Zur Analogie bei Cajetan und Thomas von Aquin. Halle, 1999; Congar М. J. Biobibliographie de Cajetan // Revue thomiste. Suppl. Р., 1934. Vol. 39.

Г. В. Вдовина.