Кафка Франц

КАФКА (Kafka) Франц (3.7.1883, Прага - 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены; похоронен в Праге), австрийский писатель. Родился в семье еврейского торговца. В гимназии (окончил в 1901) увлекался произведениями Г. Ибсена, натуралистической драмой, трудами Б. Спинозы, Ф. Ницше, Ч. Дарвина. Изучал химию, юриспруденцию, германистику, историю искусств в Пражском университете (1901-06). В студенческие годы проявлял интерес к литературной и общественной жизни Праги; познакомился с Ф. Верфелем, М. Бубером, Г. Мейринком, М. Бродом и др. Испытал глубокое воздействие творчества Г. фон Клейста, Э. Т. А. Гофмана, Г. Флобера, Ф. М. Достоевского и Ч. Диккенса. Среди первых произведений Кафки - прозаический фрагмент «Описание одной борьбы» («Beschreibung eines Kampfes», 1905, опубликован в 1909); большую часть своих ранних текстов Кафка позднее уничтожил. В 1906 получил степень доктора права; в течение года проходил стажировку в суде по гражданским и уголовным делам; в 1908 поступил на службу в Общество по страхованию рабочих от несчастных случаев. Дебютировал в 1908 публикацией 8 прозаических текстов в журнале «Hyperion».

Реклама

В 1908-12 годах проявлял активный интерес к политике: в 1909 посещал собрания чешского социалистического «Клуба молодых», читал произведения М. А. Бакунина, А. И. Герцена, П. А. Кропоткина. В 1909-10 совершил поездки вместе с М. Бродом в Италию, Германию, Париж и Швейцарию. В 1910-12 посещал семейный кружок О. и Б. Фанта, где выступали с докладами ведущие пражские интеллектуалы (философы, физики, математики). В 1910 начал вести дневник, ставший его творческой лабораторией. В 1911 познакомился с актёром И. Леви и с труппой еврейского народного театра из Лемберга, пробудившей интерес Кафки к еврейской народной литературе и истории евреев. В феврале 1912 Кафка организовал с Леви литературный вечер, где выступил с чтением новеллы Ф. Грильпарцера «Бедный музыкант». Во время летней поездки в Веймар и Лейпциг Кафка установил контакт с издательством К. Вольфа, в котором публиковал позднее свои книги. Переворот в творчестве Кафки произошёл осенью 1912, когда были созданы новеллы «Приговор» («Das Urteil», опубликована в 1913) и «Превращение» («Die Verwandlung», опубликована в 1916): визионерское, интуитивно-сновидческое повествование ведётся в сдержанном стиле, скупом на слова и чуждом метафорических прикрас; при внешней достоверности деталей обстановки и поведения персонажи помещены в алогичные, абсурдные ситуации, охвачены чувством тревоги и страха. В декабре 1912 Кафка выступил с публичным чтением новеллы «Приговор». В 1913 вышел сборник импрессионистических зарисовок «Созерцание» («Die Betrachtung»). В 1912 начата работа над романом «Пропавший без вести» [«Америка» («Amerika»), опубликован в 1927; не завершён; 1-я глава вышла под названием «Кочегар» («Der Heizer», 1913)]. В 1913 Кафка открыл для себя экзистенциалистскую философию С. Кьеркегора. Переписка Кафки с невестой Фелицией Бауэр в 1912-17 воссоздаёт трагический образ писателя - одинокой, обречённой на поражение личности, подавленной тяжестью экзистенциальной вины и беспощадного мира бюрократии.

С августа 1914 по январь 1915 Кафка работал над романом «Процесс» («Der Prozeß», опубликован в 1925; не завершён). В нём он выстраивает особый художественный мир в духе современного ему авангардного искусства (В. В. Кандинский, П. Пикассо): реальность подвергается сновидческой редукции, изъятие смысловых связей придаёт событиям неопределённость, необъяснимость и загадочность; окружающая героя действительность утрачивает привычные взаимосвязи и логику. Зыбкая, двоящаяся картина мира осложнена притчеобразностью сюжетных и речевых ситуаций. Осенью 1914 года написана новелла «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», опубликована в 1919); в 1916-17 - рассказы, составившие сборник «Сельский врач» («Ein Landarzt», опубликован в 1919), в который включён фрагмент из романа «Процесс» - притча «Перед законом» («Vor dem Gesetz»). В сентябре 1917 у Кафки обнаружена тяжёлая форма туберкулёза лёгких. В 1917-19 он длительное время проводит в деревне и в санаториях. Обращаясь к философским размышлениям «о последних вещах», Кафка в «Письме к отцу» («Brief an den Vater», 1919) анализирует процессы и механизмы подавления личности в патриархальной семье, символически представляющей экзистенциальную ситуацию человека в мире отчуждения. Критически переосмысляя свою роль в литературе, Кафка составляет первое завещание, в котором просит после его смерти уничтожить всё им написанное. В 1920 проявляет повышенный интерес к произведениям Л. Н. Толстого. Отношения и переписка с чешской журналисткой и переводчицей Миленой Ясенской в 1920-1922 служат стимулом вернуться к активному литературному творчеству. В феврале 1922 Кафка начал работу над романом «Замок» («Das Schloß», опубликован в 1926; не завершён). В нём, как и в новеллах этого времени, Кафка обращается к положению художника в мире, к вопросу о смысле и абсурдности творчества, к взаимоотношениям одинокого творца, толпы и власти. В 1922 году Кафка вышел на пенсию по болезни; в том же году написана и опубликована новелла «Голодарь» («Ein Hungerkünstler»). В сентябре 1923 Кафка переезжает в Берлин, читает еврейскую религиозную литературу, посещает лекции в Институте иудаистики. В незавершённой новелле «Нора» («Der Bau», 1923-24) Кафка воспроизвёл своё психологическое состояние, экзистенциальный страх перед жизнью. По настоянию Кафки его подруга и сиделка Д. Димант сожгла рукописи нескольких его произведений. Из-за резкого ухудшения здоровья и бурной инфляции в Германии Кафка в марте 1924 вернулся в Прагу, где написал свою последнюю новеллу «Певица Жозефина, или Народ мышей» («Josephine die Sängerin, oder Das Volk der Мäuse»). В апреле 1924 друзья перевезли Кафку в лёгочный санаторий под Веной, где он и умер. Вопреки новому завещанию, составленному Кафкой перед смертью, его ближайший друг и душеприказчик М. Брод в середине 1920-х годов опубликовал три его незавершённых романа, а в 1930-е годы - собрание сочинений.

При жизни Кафки его творчество высоко оценивали Р. Музиль, Р. Вальзер, К. Тухольский, А. Дёблин, Б. Брехт, Т. Манн, однако признание Кафки крупнейшей фигурой литературы 20 века и «столпом модернизма» произошло лишь после 2-й мировой войны. Творческая манера Кафки оказала огромное влияние на многих писателей 2-й половины 20 века (Ф. Дюрренматт, М. Фриш, Т. Бернхард, А. Камю, С. Беккет, Г. Маркес и др.). Первая книга переводов произведений Кафки на русский язык издана в 1965 году.

Соч.: Schriften, Tagebücher, Briefe. Fr./М., 1983-2004. Bd 1-20; Собр. соч. СПб., 1999. [Т. 1]: Америка. Новеллы и притчи. [Т. 2]: Процесс. Письма. [Т. 3]: Замок. Афоризмы. Письма к Милене. [Т. 4]: Дневники 1910-1923; Письма к Фелиции и другая корреспонденция. 1912-1917. М., 2003.

Лит.: Копелев Л. З. У пропасти одиночества: Ф. Кафка и особенности современного субъективизма // Копелев Л. З. Сердце всегда слева. М., 1960; Brod М. F. Kafka. Eine Biographie. Fr./М., 1962; Затонский Д. В. Ф. Кафка и проблемы модернизма. 2-е изд. М., 1972; Kafka-Handbuch. Stuttg., 1979. Bd 1-2; Janouch G. Gespräche mit Kafka. Fr./М., 1981; Dietz L. F. Kafka. 2. Aufl. Stuttg., 1990; Подорога В. А. Ф. Кафка. Конструкция сновидения // Подорога В. А. Выражение и смысл. М., 1995; Зусман В. Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза. Н. Новгород, 1996; Hayman R. F. Kafka. Мünch., 1999; Гулыга А. В. Человек в мире отчуждения (социальные аспекты творчества Ф. Кафки) // Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2000; Stach R. Kafka. Die Jahre der Entscheidungen. Fr./М., 2002; Binder Н. Kafkas «Verwandlung». Fr./М.; Basel, 2004; Белобратов А. В. Процесс «Процесса» Ц Кафка Ф. Процесс [по материалам рукописи]. СПб., 2006; Alt Р.-А. F. Kafka: der ewige Sohn. 2. Aufl. Мünch., 2008; Wagenbach К. F. Kafka. 3. Aufl. В., 2008.

А. В. Белобратов.