Кагель Маурисио

КАГЕЛЬ (Kagel) Маурисио (Маурисио Рауль) (24.12.1931, Буэнос-Айрес - 18.9. 2008, Кёльн), аргентинский и немецкий композитор, дирижёр, кинорежиссёр. Родился в семье эмигрантов из России. Учился в университете Буэнос-Айреса (история литературы, философия). С 1949 художественный консультант Объединения новой музыки. Один из основателей аргентинской Синематеки (1950). В 1955 дирижёр Камерной оперы театра «Колон» (Буэнос-Айрес). С 1957 жил и работал в Кёльне. Сотрудничал со студиями электронной музыки в Кёльне (студия Западногерманского радио), Берлине, Мюнхене, Утрехте. В 1959 основал Кёльнский ансамбль новой музыки. В 1957-61 дирижёр концертов современной музыки Рейнского камерного оркестра в Кёльне, в 1960-66 участник Летних курсов новой музыки в Дармштадте. Преподавал в университете Баффало (1964-65, США), Берлинской академии кино и телевидения (с 1967), Кёльнской высшей школе музыки (1974-1997) и др. Руководитель Скандинавских курсов новой музыки в Гётеборге (1968-69), курсов Новой музыки в Кёльне (1969-75), директор Института новой музыки при Рейнской школе музыки (с 1969, Кёльн).

Реклама

Один из крупнейших композиторов-авангардистов. Работал в области оркестровой («Гетерофония», 1961; «Вариации без фуги для оркестра по Вариациям и фуге на тему Генделя для фортепианный ор. 24 Й. Брамса», 1972), камерно-инструментальной («Музыка для ренессансных инструментов», 1966; «Роза ветров», 1994), вокальной («Anagrama» для солистов-вокалистов, говорящего хора и камерного ансамбля, 1958), электронной («Transiçion I», 1960) музыки, киномузыки (фильм «Андалузский пёс», режиссёр Л. Буньюэль, С. Дали, версия 1983) и др. Для театра сочинены «антиопера» «Государственный театр» (1971), «сценическая иллюзия в 1 действии» «Изнурение мира» (1980), песенная опера «Из Германии» (1981). Автор радикальных экспериментов в сфере так называемого инструментального театра: «Матч для 3 игроков» (2 виолончелиста и ударные, 1964), «На сцене» для чтеца, мима, певцов и 3 инструменталистов (1958-1960, поставлен в Бремене, 1962). Пользовался средствами конкретной музыки («Расширенная орнитология», 1968), неограниченной алеаторики, коллажа и других техник. Произведения классиков послужили импульсом к созданию им сочинения «Людвиг ван» для инструментального ансамбля (1969), «Князь Игорь, Стравинский» для баса и инструментов (1982), «Страсти по Святому Баху» (1985). По некоторым собственным сочинениям Кагель снял фильмы: «Матч» (1966), «Людвиг ван» (1969), «Экс-позиция» (1978) и др.

Соч.: Dialoge, Monologe. Кöln, 2001.

Лит.: Ивашкин А. Музыка как большая сцена. Встречи с М. Кагелем // Советская музыка. 1988. № 8; Раку М. «Musicus Ludens»: М. Кагель // Музыкальная жизнь. 1999. № 7.

С. Л. Черноморская.