Кахрие-Джами

Кахрие-ДжамиКАХРИЕ-ДЖАМИ, памятник византийской архитектуры в Стамбуле (Константинополе). Церковь расположена близ Адрианопольских ворот городских стен. Один из лучших примеров зодчества «Палеологовского ренессанса» в его столичном варианте. Церковь (кафоликон) монастыря Христа Спасителя в Хоре с крестообразным в плане центральным пространством (наосом), перекрытым большим куполом, построена в 1077-81 годах (предположительно, на фундаментах храмов начала 5-9 века). В начале 12 века перестроены центральная апсида и перекрытые небольшими куполами боковые апсиды; к началу 14 века перестроен внутренний нартекс с двумя куполами и пристроены другие окружающие наос пространства - внешний нартекс, северное помещение и южный пареклесий (притвор) с куполом, задуманный как усыпальница (гробницы до начала 15 века размещали и во внешнем нартексе). Заказчик строительных и художественных работ - великий логофет Феодор Метохит (изображён коленопреклонённо, подносящим модель церкви Христу над входом в наос). Мозаики и росписи исполнены около 1315-21. Мозаики расположены в наосе (изображения Христа и Богоматери с младенцем на  восточных пилястрах, «Успение» на западной стене; по бокам входа в наос - апостолы Пётр и Павел), во внутреннем и внешнем нартексах [большая часть сохранившихся мозаик - циклы со сценами из жизни Марии, детства Христа и его чудес; на  восточной стене внутреннего нартекса - деисус с Христом, Богоматерью, Исааком Комнином и Марией Палеологиной (монахиней Меланией)], в куполах, люнетах и на арках (изображения Христа, Богоматери, патриархов, ветхозаветных царей, пророков и святых).

Реклама

Кахрие-ДжамиВоссоздание индивидуальных особенностей и глубокой одухотворённости персонажей сочетается в мозаиках Кахрие-джами со стремлением к передаче пространства (под влиянием эллинистических образцов появляется объёмное изображение сложных архитектурных ландшафтов). Контрастное сочетание красок дополняется тонким композиционным ритмом, динамичные построения - широким использованием контрапостов, резкие складки развевающихся одеяний - мягкостью ликов. Общая гамма светлая и богатая оттенками. Освещённые поверхности архитектуры выложены белой и жёлтой смальтой, символизирующей свет. Ряд композиций богородичного цикла Кахрие-джами повлиял на мастеров росписей церкви Богородицы в монастыре Каленич в Сербии (около 1413). Мозаики Кахрие-джами близки мозаикам пареклесия церкви Богоматери Паммакаристы (Фетие-джами) в Стамбуле (около 1310) и церкви Святых Апостолов в Фессалониках (около 1310-14), миниатюрам восходящих к эллинистическим образцам рукописей. В южном притворе - уникальный ансамбль фресок (около 1320) с многофигурными композициями. В конхе апсиды - «Сошествие во ад»; в  восточной части свода - «Страшный суд»; в куполе и прилегающих пространствах - Богоматерь с Христом, гимнографы и ветхозаветные прообразы Марии; в нижнем регистре - святые в рост. В наосе и внутреннем нартексе сохранились мраморные декорации, полы, в окнах апсиды - остатки витражей. Во внешнем нартексе - капители с изображением ангелов (возможно, 11 век). Около 1510 года Кахрие-джами превращена в мечеть (пристроен минарет и перестроен купол). Реставрирована под руководством П. Андервуда в 1948-58. С 1948 музей. В числе других памятников Стамбула Кахрие-джами включена в список Всемирного наследия.

Лит.: Кондаков Н. П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе. Од., 1881; Levai А. Catalogue explicatif des principales mozaïques, peintures et sculptures existant à Kahrie-Djami à Constantinople. 1st., 1886; Шмит Ф. И. Кахриэ-Джами // Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1906. Т. 11; Underwood Р. А. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1-3; Gülersoy С. Kariye (Chora). 1st., 1986; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986; Ousterhout R.G. The architecture of the Kariye Camii in Istanbul. Wash., 1987; idem. The art of the Kariye Camii. L., 2002.

П. С. Павлинов.