Какоянис Михалис
КАКОЯНИС (Кαϰσγιάννης) Михалис (родился 11.6.1922, Лимасол, Кипр), греческий режиссёр. С конца 1930-х годов жил в Лондоне: изучал юриспруденцию, во время 2-й мировой войны работал в греческой редакции Би-Би-Си, учился актёрскому ремеслу и режиссуре в Центральной школе драматического искусства при театре «Олд Вик» (в 1947-1951 играл в этом театре). После переезда в Грецию поставил фильм «Воскресное пробуждение» (1953). В следующих работах («Стелла», 1955; «Девушка в чёрном», 1957, премия Международного кинофестиваля в Москве) проявилось стремление режиссёра к анализу женских характеров, что стало определяющим в экранизациях классических греческих трагедий: «Электра» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне), «Троянки» (1971), «Ифигения» (1977) и др. Лучшая картина Какояниса - «Грек Зорба» (по одноимённому роману Н. Казандзакиса, 1964) - воспевает радости жизни, человечность и доброту вопреки жестокости и бессердечию окружающего мира. Вынужденный по политическим соображениям жить за пределами Греции, Какоянис снял фильмы, осуждающие диктаторский режим («День, когда всплыла рыба», 1967; «Милая родина», 1986). Вернувшись в Грецию, поставил фильмы: «Вверх, вниз и в сторону» (1993), «Вишнёвый сад» (1999; экранизация пьесы А. П. Чехова). Автор сценариев и продюсер большинства своих фильмов. В Греции и за её пределами также ставит оперные («Богема» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, и др.) и драматические спектакли («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Лисистрата» Аристофана, и др.). Перевёл на греческий язык трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Кориолан», а также с древнегреческого языка «Троянки» Еврипида.
Реклама
Лит.: Черненко М. Античная трагедия и греческое кино // Проблемы гуманизма и антигуманизма в современном зарубежном кино. М., 1986; М. Какоянис: фильмы. Афины, 1999 (на греческом языке).