Каламкар
КАЛАМКАР (индийский - каламкари; от персидского «калам» - перо и «кар» - работа), вид декоративной ткани и техника декорирования ручной росписью пером (отсюда название) и кистью в сочетании с набойкой, резервированием, протравливанием и др. Распространены в странах Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.
Истоки составляющих каламкар техник восходят по меньшей мере к раннему бронзовому веку. Древнейшие известные нам расписные ткани относятся к додинастическому периоду Египта (Эль-Гебелейн). Сочетание резервирования, протравливания и росписи тканей широко практиковалось древними греками и ранними кочевниками евразийских степей (находки из поселений бассейна реки Тарим в Синьцзяне и из кургана Аржан-2). В древности в технике каламкар декорировались льняные, шерстяные, шёлковые, в Индии - хлопковые ткани. Современные каламкары изготавливаются из хлопка. Исключительно росписью декорируются некоторые ритуальные предметы (например, индийские храмовые завесы). Смешанные техники характерны для настенных занавесей, покрывал, скатертей, охотничьих и военных палаток и др. Ныне каламкаром называются также мерные набойчатые ткани.
Реклама
Нанесение рисунка может состоять из 15-20 операций: на полотно наносятся контуры рисунка, и отдельные участки узора обрабатываются протравами вручную либо с использованием вырезных штампов. Остальная поверхность резервируется (например, с помощью воска); затем ткань погружается в раствор марены, и в зависимости от типа протравы пропечатанные узоры приобретают красный, фиолетовый или коричневый цвет, в то время как покрытые резервирующим составом участки остаются неокрашенными. Красители закрепляются, все лишние покрытия удаляются, в заключение вручную или штампами раскрашиваются узоры жёлтого и других цветов.
В Индии искусство каламкара (читти, от санскритского «читра» - картина, отсюда русский «ситец»; палампор) сложилось к периоду раннего Средневековья. Производство ритуальных каламкаров доныне сохраняется вблизи крупных индуистских храмовых центров (Калахасти, Тирупати). Каламкары служат в храмах в качестве настенных панно, занавесей и балдахинов, задников для театрализованных представлений и т.д. Изготовление храмовых каламкаров рассматривается как особый ритуал придания образа божествам и другим культовым персонажам, в связи с чем мастер-читракар перед работой постится и совершает очистительные обряды. Стиль росписи и техника изготовления строго регламентированы. Сюжеты - сцены из индуистской мифологии и эпоса. Иконография восходит к канонам храмовых настенных росписей: лица изображаются в профиль с большими глазами, контур выполнен красными или чёрными точечными линиями, фигурки богов голубого цвета, демонов - красного, женские - золотисто-жёлтого и т.д.
В Иране наиболее известным центром изготовления каламкаров стал Исфахан. Рисунки исфаханских занавесей и покрывал были близки к настенным росписям и декору ковров. Характерные мотивы - вырастающие из вазона цветы, кипарисы, цветущая лоза, пары зверей и птиц, горы и др. Центральное поле обрамлялось многосоставной каймой растительного и геометрического орнамента. Особую группу иранских каламкаров составляют молитвенные коврики (седжаде) с изображениями ниш-михрабов и надписями, а также занавеси (пардэ) с сюжетными сценами (свадьба, жития святых и др.), которые служили иллюстрациями к историям, представляемым профессиональными бродячими рассказчиками. С 16 века иранские каламкары стали важным предметом торговли с Россией, позднее оказали влияние на декор и технику производства русских ситцев.
С 16 века в султанате Голконда, поддерживавшем тесные связи с сефевидским Ираном, распространились каламкары, изготавливавшиеся переселёнными из Ирана мастерами: настенные панно, молитвенные коврики, походные шатры (канат) и др. Образцом для подражания была книжная миниатюра, под влиянием европейского спроса - европейская гравюра. Среди орнаментальных мотивов - древо с птицами, сидящими на покрытых цветами ветвях, и животными, укрывающимися под его сенью. Мерные каламкары расписывались раппортными орнаментами (цветы, птицы и др.), роспись часто сочеталась с набойкой. Индийские каламкары экспортировались в Иран в обмен на привозимых оттуда коней, в Юго-Восточную Азию (из них делались саронги), в 17-18 века индийские каламкары вывозились в Европу через порт Мачилипатнам (отсюда муслин), после чего техника набойки была освоена европейской текстильной промышленностью. Орнаментика каламкара повлияла на европейский текстильный орнамент (вплоть до «викторианских» орнаментов классических декоративных тканей). В 19 веке каламкары вытеснены европейским ситцем и практически исчезли.
Лит.: Mehta R. J. The handicrafts and industrial arts of India. Bombay, 1960; Irwin J., Brett К. В. Origins of chintz. L., 1970; Gillow J., Barnard N. Traditional Indian textiles. L., 1991.
Е. Н. Успенская, Е. Г. Царёва.