Кальдерон де ла Барка

Кальдерон де ла БаркаКАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (полная фамилия Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riañо) Педро (17.1.1600, Мадрид - 25.5.1681, там же), испанский драматург, один из виднейших представителей театра барокко. Сын дворянина Диего Кальдерона, занимавшего пост секретаря Совета по управлению государственным имуществом, и немецкой дворянки Анны Марии де Энао. Учился в иезуитском колледже в Мадриде, в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском (последний окончил со степенью бакалавра права). Состоял на военной службе, которую совмещал со службой при дворах испанской знати. В 1623-25, сопровождая герцога де Фриаса, побывал во Фландрии и Италии. В 1642 после ранения ушёл в отставку. В 1651 принял священнический сан, получил место капеллана в Толедо (1653), с 1663 служил при дворе.

С 1623 года выступал как сочинитель пьес для театров. В 1635 году король Филипп IV, высоко ценивший талант Кальдерона де ла Барка, назначил его директором театра Колизей в мадридской королевской резиденции Буэн-Ретиро, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное  сопровождение; некоторые поздние пьесы Кальдерона де ла Барка приближаются к жанру сарсуэлы.

Реклама

Кальдерону де ла Барка принадлежат свыше 110 трёхактных пьес разного жанрового и тематического плана («комедий» в современном ему широком значении слова) и около 80 одноактных (лоа, интермедий, ауто и др.). Как комедиограф, он развил традиции Лопе Ф. де Веги Карпьо, добившись большей композиционной стройности пьес за счёт сокращения количества эпизодов и действующих лиц, ухода от импровизации и спонтанности развития действия. Комедии интриги «Дама-невидимка» («La dama duende») и «Дом с двумя выходами трудно охранять» («Casa con dos puertas mala es de guardar», обе 1629) стали первым театральным успехом Кальдерона де ла Барка, снискавшим ему покровительство короля. Сюжет обеих пьес построен схожим образом: дама, пользуясь потайным входом в дом, интригует и добивается любви приглянувшегося ей молодого человека. К числу наиболее популярных комедий Кальдерона де ла Барка относятся пьесы «Сам у себя под стражей» («El alcalde de si mismo», 1627?), «Мнимый астролог» («El astrólogo fingido», 1632), «С любовью не шутят» («No hay burlas con el amor», 1632?) и др. Среди его «серьёзных» пьес особое место занимают так называемые драмы чести: «Луис Перес-галисиец» («Luis Рérez el gallego», 1627), «Врач своей чести» («El médico de su honra», изд. 1637), «Живописец своего бесчестия» («El pintor de su deshonra», изд. 1650), а также народно-героические «драмы чести» («Саламейский алькальд», «El alcalde de Zalamea», изд. 1651, и др.); в их основе - конфликт общественного долга и христианской системы ценностей.

Один из сквозных мотивов творчества Кальдерона де ла Барка - восстание сына против тирана-отца - развёрнут в ранней религиозно-философской драме «Поклонение кресту» («La devocion de la Cruz», изд. 1636). К этому же жанру принадлежат пьесы «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», изд. 1636), «Маг-чудодей» («El mágico prodigioso», 1637). К «серьёзным» драмам относятся также пьесы на исторические сюжеты («Английская ересь», «La cisma de Inglaterra», 1627?; «Стойкий принц», «El principe constante», 1629; «Дочь воздуха», «La hija del aire», изд. 1650), на сюжеты ренессансно-рыцарские («Мантибльский мост», «La puente de Mantible», 1630), библейские («Волосы Авессалома», «Los cabellos de Absalón», 1651), мифологические («Зверь, молния и камень», «La fiera, el rayo у la piedra», 1652; «Эхо и Нарцисс», «Eco у Narciso», 1661; «Статуя Прометея», «La estatua de Prometeo», около 1668). Самая знаменитая драма Кальдерона де ла Барка - «Жизнь есть сон» («La vida es sueno», изд. 1636) содержит элементы философской драмы, «драмы чести» и комедии интриги. В ней он попытался найти ответы на вопросы о предназначении человека, его судьбе и свободе воли, о качествах совершенного правителя, а также о том, как в мире, где сталкиваются разные воли и устремления, возможны порядок и согласие.

Из одноактных пьес Кальдерона де ла Барка наибольшую известность получили ауто, в которых образно представлены основные догматы католического вероучения, связанные с таинством Евхаристии: «Пир Вальтазара» («La cena del rey Baltazar», 1634), «Великое торжище мира» («El gran mercado del mundo», 1635), «Божественный охотник» («El divino cazador», 1642), «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo», около 1645) и др.

В постановках большинства пьес Кальдерона де ла Барка предполагалось изображение на сцене разного рода чудес и превращений; обилие символических предметов, имён, «знаковых» мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - отличительная особенность его поэтики, близкой к культеранизму.

Кальдерон де ла Барка стал широко известен в Европе в эпоху романтизма (немецкие критики-романтики ставили его вровень с У. Шекспиром). Первые опыты перевода Кальдерона де ла Барка на русский язык (с французского языка) предприняла императрица Екатерина II; первым переводчиком с испанского языка стал П. В. Киреевский. Пик популярности Кальдерона де ла Барка в России пришёлся на начало 20 века, когда появилось первое собрание его драм в переводе К. Д. Бальмонта, были осуществлены постановки В. Э. Мейерхольда («Поклонение кресту», 1910; «Стойкий принц», 1915), А. Я. Таирова («Жизнь есть сон», 1914) и др.

Соч.: Obras completas. Madrid, 1960-1967. Vol. 1-3; Пьесы: В 2 т. М., 1961; Obras. Madrid, 1981. Vol. 1-2; Драмы: В 2 кн. М., 1989.

Лит.: Петров Д. К. О трагедиях Кальдерона. СПб., 1901; Honig Е. Calderon and the seizures of honor. Camb. (Mass.), 1972; Marcos Villanueva В. La ascética de los jesuitas en los autos sacramentales de Calderón. Bilbao, 1973; Calderon у la crítica. Historia у antologia / Ed. М. Duran, R. G. Echevarria. Madrid, 1976. Vol. 1-2; Valbuena-Briones А. Calderón у la comedia nueva. Madrid, 1977; Moron Arroyo С. Calderón: pensamiento у teatro. Santander, 1982; Ibérica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986; Estudios sobre Calderón. Salamanca, 1988; Amadei-Pulice М. Calderón у el barroco. Amst., 1990; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. СПб., 2000; П. Кальдерон де ла Барка. Библиографический указатель. М., 2006.

С. И. Пискунова.