Календарные обряды
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ, цикл обрядов, отмечающих смену периодов года. Главные календарные обряды связаны с основными переходными моментами года (смотри в статье Календарь). У народов северных и умеренных широт Северного полушария они чаще приходятся на периоды солнцестояний - зимнего [например, Святки у христианских народов, Новый год у ирокезов, начало обрядов качина у хопи и зуньи; зимние календарные обряды часто составляют цикл, включающий весь зимний период: от ноября (например, праздник Нового огня в цикле качина, калмыцкий Новый год Зул, день Всех Святых в Европе - смотри Хэллоуин) - до февраля-марта (например, Масленица в Европе, Новый год на Дальнем Востоке)] и летнего [Троицын день и Иванов день у народов Европы, Ысыах у якутов и т.п.; весенне-летние обряды часто также составляют продолжительный цикл: от мая (например, обряды майского дерева в Европе) - до июля-августа (например, Ильин день, зажинки, дожинки в Восточной Европе)]. У народов субтропического пояса отмечаются главным образом календарные обряды весеннего (еврейская Пасха, римский Новый год, иранский Ноуруз и т.п.) и осеннего (еврейский и византийский Новый год и т.п.) равноденствия.
Реклама
Календарные обряды вносят прерывность и цикличность в течение времени, служат периодическому обновлению переживания времени. Символика временной границы, смены старого новым, смерти - жизнью сближает календарные обряды с переходными обрядами (отсюда - обычай праздничной уборки в доме, обновления огня в очаге, одежды и т.п.). В особенности это относится к главному календарному обряду года - Новому году.
Календарные обряды тесно связаны с годовым хозяйственным циклом: началом и окончанием охоты, рыболовного, зверобойного и других промыслов (промысловые культы), земледельческими (аграрные культы) и скотоводческими (первый выгон и возвращение с пастбищ, появление приплода, начало дойки, стрижка скота и т.д.) работами. К некоторым календарным обрядам приурочены жизненного цикла обряды: инициации, свадьбы (например, у восточных славян - после Фоминой недели), особенно часто - поминки (например, день Всех Святых в Западной Европе; родительские субботы, Радоница - в Восточной Европе). В мировых религиях традиционные календарные обряды часто соединяются с праздниками богослужебного года.
Лит.: Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. Очерки по истории народных верований. М., 1957; Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, XIX - начало XX в. Зимние праздники. М., 1973; Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX - начало XX в. Весенние праздники. М., 1977; Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX - начало XX в. Летне-осенние праздники. М., 1978; Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М., 1985; Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М., 1989; Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии: Годовой цикл. М., 1993; Календарно-праздничная культура народов зарубежной Азии: традиции и инновации. М., 1997; Календарные обычаи и обряды народов Передней Азии: Годовой цикл. М., 1998; Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования. М., 2000; Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002; Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2002.
Е. С.