Калиграф

КАЛИГРАФ, семья российских актёров.

Иван Иванович [1746, по другим сведениям, 1744 - 21.2(3.3).1780, Москва]. Предположительно родился в семье священнослужителя. В 1755 поступил в разночинную гимназию Московского университета, где, вероятно, участвовал в любительских спектаклях. В 1765 произведён в студенты. В начале 1766 года вошёл среди первых в труппу Московского публичного театра, заняв положение ведущего трагического актёра. Калиграф был «чудесно одарён природою для ролей царей, тиранов и всех, кои называются первыми ролями» (Н. И. Ильин). Особенно отмечали современники исполнение им роли главного героя в трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозванец». Исполнил роль Дона Альфонса в «слёзной драме» М. М. Хераскова «Гонимые». С октября 1775 года Калиграф «обучал детей комедии» в Московском воспитательном доме. В 1779 обученные им актёры и актрисы были взяты антрепренёром К. Книппером в труппу Вольного российский театра, дававшего представления в Санкт-Петербурге на Царицыном лугу с января 1780 года.

Его жена - Надежда Фёдоровна (около 1752 - 1813, Москва). Её имя впервые упоминается в составе труппы Московского публичного театра в сентябре 1769 года. В 1780 Калиграф овдовела и вскоре стала гражданской женой Я. Е. Шушерина, с которым в 1785 была приглашена на Санкт-Петербургскую придворную сцену, где играла с ноября 1785 года по август 1791. Затем оба вернулись в Москву, но с января 1801 служили в Санкт-Петербурге. Калиграф уволена на пенсион в 1806 году. После выхода на пенсион Шушерина в 1810 году вернулась с ним в Москву. Обладала выгодными внешними данными и «сильными средствами» для воплощения сложных драматических характеров («была бы отличною Медеею, Клитемнестрою и Гермионою»), «но способностей своих она не могла развить вполне по недостатку ролей, им соответственных» в репертуаре (С. П. Жихарев). Калиграф «была известною актрисою на роли злодеек» (С. Т. Аксаков), лучшая из них - леди Марвуд («Мисс Сара Сампсон» Г. Э. Лессинга, 1789), в которой она «в технике оставляла всех своих сослуживцев далеко позади себя» (И. Рихтер). Среди других ролей: Амелия, молодая вдова («Луиза» в переводе с французского языка А. Плещеева), госпожа Разладова («Ревнивые, или Никто не прав» Л. Шрёдера, вольный перевод с немецкого А. Ф. Малиновского), графиня Разумова («Отец семейства» Н. Н. Сандунова).

Реклама

Лит.: Ильин Н. И. Театральное поприще г-на Померанцева // Амфион. 1815. № 2; Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России. СПб., 1913. Т. 1; Рихтер И. Московские театры в XVIII столетии // Ежегодник императорских театров. 1915. Вып. 1; Аксаков С. Т. Собр. соч. М., 1986. Т. 2; Жихарев С. П. Записки современника. Л., 1989. Т. 2; Старикова Л. М. Из архивной россыпи (состав Московской труппы 1770 - начало 1790-х гг.) // Памятники культуры. Новые открытия. 2003. М., 2004.

Л. М. Старикова.