Каллимах

КАЛЛИМАХ (Кαλλίμαχος) 1310/305 до нашей эры, Кирена (Северная Африка) - 243/240 до нашей эры, Александрия], древнегреческий поэт и учёный, основной представитель александрийской поэзии. Вёл своё происхождение от основателя Кирены - Батта. Расцвет творчества Каллимаха приходится на годы царствования Птолемея II Филадельфа, пригласившего Каллимаха работать в Александрийской библиотеке (однако, вопреки традиционному мнению, главным библиотекарем он, скорее всего, не был); её аннотированный каталог «Таблицы...» («Тίναϰες...», в 120 книгах; сохранился во фрагментах) стал основным трудом Каллимаха-учёного. Каллимах создавал также мифографические и историографические сочинения.

В историю художественной литературы Каллимах вошёл как первый и наиболее яркий представитель «учёной поэзии», сочетавшей эрудицию и совершенное владение поэтической техникой. Большинство его произведений (древние насчитывали 800 сочинений Каллимаха) утрачены. Во фрагментах дошли «Причины» (или «Начала», «Аἴtɩа»), самое известное в древности сочинение Каллимаха, собрание элегий в 4 книгах, раскрывающих происхождение обрядов, обычаев, праздников и т.д. Создав поэму «Гекала» («Гϰάλη»), посвящённую одному из подвигов Тесея, Каллимах дал начало жанру эпиллия. Сохранились 6 написанных гексаметром гимнов Каллимаха: Зевсу, Аполлону, Артемиде, Делосу, на омовение Паллады (написан элегическим дистихом), Деметре. Отталкиваясь от традиции гомеровских гимнов, Каллимах придал новый облик древнему жанру, предложив ироническую интерпретацию предания и включив в текст намёки на современные события. Эпиграммы (всего 64), в противоположность гимнам, отличаются простотой, чёткостью построения и языка, а также тематическим разнообразием: наряду с традиционными посвятительными эпиграммами и эпитафиями Каллимах создал много описательных, увещевательных, любовных эпиграмм. Впервые в истории этого жанра Каллимах подчеркнул не только автобиографический момент, но и реальную близость с людьми, которым стихи посвящаются.

Реклама

Поэзия Каллимаха отличается разнообразием жанров и приёмов, но в целом он отдавал предпочтение малым поэтическим формам, часто пользуясь редкими и изысканными размерами, придавая новое звучание традиционному гексаметру. Произведения Каллимаха были адресованы образованному читателю, способному оценить утончённость поэтической формы, эрудицию и иронию автора, его игру иносказаниями и загадочными намёками. Каллимах в древности был одним из наиболее известных греческих поэтов, уступая по популярности только Гомеру. Самый известный ученик Каллимаха - Аполлоний Родосский; Каллимах оказал влияние на Катулла, Проперция, Овидия, а фигура «учёного поэта» (poeta doctus) благодаря ему стала частью европейской литературной традиции.

Соч.: Александрийская поэзия. М., 1972. С. 101-142; Греческая эпиграмма. СПб., 1993. С. 78-95; Эллинские поэты VIII-III вв. до нашей эры М., 1999. С. 207-211, 292-303, 391; Werke: griechisch und deutsch / Hrsg. von М. Asper. Darmstadt, 2004.

Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von. Hellenistische Dichtung in der Zeit des Kallimachos. В., 1924. Bd 1-2; Meillier С. Callimaque et son temps. Lille, 1979; Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия. Л., 1988; Callimachus/ Ed. by М. А. Harder, R. F. Regtuit, G. С. Wakker. Groningen; Р., 1993-2004. [Vol. 1-2]; Lehnus L. Nuova bibliografia callimachea (1489- 1998). Alessandria, 2000.            

В. П. Завьялова.