Калло Жак
КАЛЛО (Callot) Жак (между 25.3 и 21.8.1592, Нанси - 24 или 25.3.1635, там же), французский гравёр и рисовальщик. Родился в семье герольда герцога Лотарингского. Учился в Нанси, вначале у парижского гравёра К. Анрие, с 1607 - у золотых дел мастера Д. Крока, благодаря чему у него развилась склонность к тщательному выполнению детали, к проработке мельчайших нюансов. В 1608 Калло отправился в Рим и изучал там искусство резцовой гравюры в мастерской Ф. Томассена, а в 1611 переехал во Флоренцию, где сотрудничал с А. Темпестой, обучившим Калло технике офорта. Томассен и Темпеста придерживались стилистики позднего маньеризма, влияние которого сказалось и в первых работах Калло. Несколькими годами позднее Калло, наряду с гравёром Р. Кантагаллиной и архитектором Дж. Париджи, стал одним из главных оформителей праздников и представлений при дворе герцогов Медичи. Вследствие этого театральная тематика заняла важное место в его гравюрах, отразивших пышные церемонии, спектакли ведущих театров и импровизированные площадные представления комедии дель арте (серии гравюр «Война любви» и «Война красоты», обе 1616; отдельные листы серии «Каприччи», 1617; «Интермедии», 1617; «Сулейман», 1619-20; «Три Панталоне», 1618-20, и др.).
Реклама
Во Флоренции сформировалась индивидуальная манера мастера, в это время он изобрёл новую разновидность офорта, точно отвечавшую его художественным целям, - так называемую технику твёрдого лака (vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617. Её особенность заключается в том, что медная доска покрывается не мягким лаком, как прежде, а твёрдым, которым пользовались флорентийские столяры и мебельщики. Вследствие этого линия после травления получалась чёткой и ясной; появлялась возможность наносить тончайшие штрихи, прорисовывать мельчайшие детали. Помимо этого, Калло начал активно использовать так называемое многоступенчатое травление - повторное наложение грунта для получения перспективного эффекта с постепенной градацией пространственных планов. Эти технические усовершенствования давали возможность запечатлеть сколь угодно мелкие детали и вписать их в единую систему панорамных планов, благодаря чему возникли проникнутые поэзией реальности «Итальянские пейзажи» (1618), «Ярмарка в Импрунете» (1619-20), «Большая охота» (1619).
После смерти покровительствовавшего Калло герцога Козимо II Медичи в 1621 году мастер возвратился в Нанси, где стал придворным художником герцога Лотарингского Карла IV и оставался там до конца жизни (не считая поездки в Голландию в 1627 по приглашению правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и пребывания в Париже в 1629-30). В Нанси Калло продолжал работать над многими гравюрами и рисунками, созданными ещё в Италии (2-й вариант «Ярмарки в Импрунете», 1622-23; серии «Varie figure», 1617, 1621; «Каприччи», 1617, 1622, и др.). Однако в это время больше внимания Калло уделял религиозным сюжетам («Малые Страсти», 1624; «Вечерняя молитва», 1628; «Мученичество св. Себастьяна», 1631). В связи с событиями Тридцатилетней войны в его творчестве возникает военная тема («Осада Бреды», 1627; «Осада Ла Рошели», 1629; «Осада острова Ре», 1629; «Бедствия войны», 1633). В своих поздних работах Калло с одинаковым совершенством воплощал как сцены, полные гротеска и фантазии («Балли ди Сфессания», 1622; «Искушение свыше Антония», 1634-35), так и реалистические сюжеты, связанные с войной. Благодаря объединению различных масштабов, совершенству мельчайших деталей и воздушной перспективе в работах Калло микрокосм и макрокосм оказываются сопоставлены в пределах небольшого листа бумаги: далёкие панорамы пейзажей и городских площадей оживляются многочисленными фигурками людей, в трактовке которых виртуозный рисунок, нередко гротескного свойства, сочетается с острой наблюдательностью.
Всего мастером было создано свыше 1500 гравюр. Большинство гравированных досок сохранились и находятся в Музее Лотарингии (Нанси). Учениками Калло были А. Босс и Ф. Коллиньон, количество его последователей и подражателей исчисляется десятками. Творчество Калло уже при его жизни было высоко оценено знатоками и коллегами по цеху. Спрос на работы мастера спровоцировал ещё в 17 веке появление множества копий и вариаций, а посмертные издания оттисков с оригинальных досок осуществлялись вплоть до 19 века. Офорты Калло коллекционировал Рембрандт. Первые очерки о жизни Калло были прижизненными, его произведениями вдохновлялись писатели Э. Т. А. Гофман и Ш. Бодлер, композитор Г. Малер, скульптор А. Джакометти.
Лит.: Lieure J. J. Callot. Р., 1924-1929. Vol. 1-5. N. Y., 1969. Vol. 1-8; Гликман А. С. Ж. Калло. Л.; М., 1959; Ternois D. L’art de J. Callot. Р., 1962; idem. J. Callot: catalogue complet de son œuvre dessiné. Р., 1962; Sadoul G. J. Callot, miroir de son temps. Р., 1969; J. Callot: prints and related drawings. Cat. / Ed. Н. D. Russell, J. Blanchard, J. Krill. Wash., 1975; J. Callot. Cat. / Ed. Р. Choné, D. Ternois. Р., 1993; «Весь мир - театр»: Офорты Ж. Калло: Из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина/ Сост. Н. О. Веденеева. М., 2004.
Н. О. Веденеева.