Кальман Имре
КАЛЬМАН (Кálmán) Имре (настоящая имя и фамилия Эммерих Коппштайн, Koppstein) (24.10.1882, Шиофок, Австро-Венгрия - 30.10.1953, Париж), венгерский и австрийский композитор и дирижёр. Родился в семье зажиточного еврейского торговца, с 1892 жил и учился в Будапеште. В 1897 дебютировал как пианист под псевдонимом Имре Кальман, но вскоре оставил игру на фортепиано из-за болезни руки. В 1900-04 учился на юридическом факультете Будапештского университета, в те же годы окончил Музыкальную академию по классу теории музыки и композиции Х. Кёслера. В 1904-08 работал музыкальным критиком в газете «Pesti Napló», сочинял музыку для оркестра (в том числе симфоническая поэма «Сатурналия», 1904), голоса, для драматического театра и кабаре. Восторженно была встречена публикой первая оперетта Кальмана - «Осенние манёвры» (Будапешт, 1908). В 1908-38 жил в Вене, где состоялись премьеры оперетт Кальмана, принёсших ему мировую славу: «Цыган-премьер» (1912), «Княгиня чардаша» (1915; на венгерской сцене «Королева чардаша», на русской сцене «Сильва»), «Фея карнавала» (1917), «Голландочка» (1920), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926; на русской сцене «Мистер Икс»), «Чикагская герцогиня» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930). В годы нацизма произведения Кальмана были запрещены. В 1938 эмигрировал, с 1940 жил в США (в 1947 получил гражданство), где работал главным образом как дирижёр, написал оперетту «Маринка» (на сюжет из истории династии Габсбургов; Нью-Йорк, 1945). Вернулся в Европу в 1949. Последнюю оперетту Кальмана «Леди Аризоны» завершил после смерти композитора его сын Чарльз Кальман.
Реклама
Кальман - один из создателей так называемой новой венской оперетты. Его раннее творчество основано на венгерских национальных традициях, стиле вербункош. Для зрелого периода характерно обращение к музыкальному фольклору разных стран (Кальман вводил в оркестр цимбалы, гитару, банджо и другие народные инструменты) при непременном сохранении «венского колорита». Создал тип «ностальгической» оперетты, наполненной романтичными воспоминаниями, соединяющей буффонаду с лиризмом и грустным юмором. Кальман тщательно работал над литературным текстом (вместе с Л. Штайном, А. Грюнвальдом, Ю. Браммером и др.), стремясь придать либретто максимальную психологическую достоверность. В целях динамизации действия использовал технику лейтмотивов, сквозные формы ансамблей и хоров.
Оперетты Кальмана ставятся на многих сценах мира (на русской сцене - с 1910-х годов, со значительными изменениями в тексте и оркестровке), многократно экранизировались и записывались (с участием А. Моффо, А. Ротенбергер, Н. Гедды, Р. Колло и других певцов). Значительное влияние Кальмана испытала советская оперетта.
Лит.: Мусатов В. И. И. Кальман: очерк жизни и творчества. М., 1978; Нагибин Ю. М. Блестящая и горестная жизнь И. Кальмана // Музыканты. М., 1986; Владимирская А. Звездные часы оперетты. Л., 1991; Дегтярева Н. И. Неовенская оперетта // История зарубежной музыки. СПб., 2001. Вып. 6; Кальман В. Помнишь ли ты?... Жизнь И. Кальмана. 2-е изд. М., 2002; Frey St. «Unter Tränen lachen»: Е. Кálmán. Eine Operettenbiografie. В., 2003; Weinberger J. Е. Кálmán. Zum 50. To destag des Komponisten. Fr./М., 2003; Clarke К. «Im Himmel spielt auch schon die Jazzband»: Е. Кálmán und die transatlantische Operette. Hamb., 2007.
Л. А. Полётова.