Кама (в индуизме)

КАМА (санскрит - kāma), термин индийской мысли, обозначающий чувственное желание или чувственное наслаждение. В индуизме удовлетворение чувственных желаний как одна из целей, а значит, и ценностей человека (наряду с артхой, дхармой и мокшей) занимает самое низкое положение в иерархии целей человека (пуруша-артха), то есть при любом их конфликте именно ею и следует жертвовать (если возникает выбор между чувственной привязанностью и стремлением получать экономическую выгоду, последнее предпочтительнее).

Среди всех других целей камы - самая индивидуалистическая, она касается наиболее интимной сферы жизни человека, но и в ней (как и в других сферах) индийская культура предлагает каждому индивиду систему образцов возможного поведения. Из сочинений, посвящённых этому специальному жанру индийской литературы, наиболее известна «Кама-сутра» Ватсьяяны Малланаги (около 4-6 века), по преданию, брахмана, аскета, соблюдавшего безбрачие. В сфере камы (и только в ней) женщина выступает равноправным партнёром мужчины: она не только приносит наслаждение, но и сама его получает. При этом кама предстаёт наиважнейшей дхармой (долгом, добродетелью) женщины, оттесняя на второй план её роль матери.

Реклама

Во всех индийских религиях кама рассматривается как одно из самых труднопреодолимых препятствий на пути духовного самосовершенствования, которое может свести на нет даже самые большие духовные достижения (индийская литература изобилует рассказами о великих подвижниках, бесславно поддавшихся на искушение очаровательных нимф, посланных испугавшимися соперничества богами).

В буддизме кама наряду с гневом и тупостью - один из главных «корней зла» в этом мире, который есть мир камы (кама-лока). Все населяющие его существа - люди, животные, духи предков (преты) и низшие боги - испытывают желания и оттого постоянно страдают и подвергаются бесконечному круговороту рождений и смертей (сансара). Однако в тантризме кама и её эмоционально острое проявление рага (страсть) наделяются способностью привести человека к освобождению (смотри также Бхакти). Наиболее известные эротические сочинения - «Ратирахасья» («Тайна любовной страсти») Коккоки (12-13 века), «Анангаранга» («Арена бога любви») Кальянамаллы (15 век).

Лит.: Fišer I. Indian erotics of the oldest period. Praha, 1966; De S. К. Treatment of love in Sanskrit literature. New Delhi, 1983; Leslie I. J. The perfect wife: the orthodox Hindu woman according to the Stridharmapaddhati of Tryambakayajvan. N. Y., 1989; Divine passions: the social construction of emotion in India / Ed. by О. М. Lynch. Berk., 1990; Малланага Ватсьяяна. Камасутра / Пер., вступ. ст. и коммент. А. Я. Сыркина. СПб.; М., 2000; Meyer J. J. Sexual life in ancient India. L.; N. Y., 2003.

В. Г. Лысенко.