Каменные бабы

КАМЕННЫЕ БАБЫ, древние антропоморфные каменные изваяния в степях Евразии. Первоначально русское народное название половецких изваяний (возникло в ходе освоения южнорусских степей), из-за их массивности и силуэта, подобного дородной женской фигуре; возведение слова к тюркскому «баба» (дед, предок) ошибочно.

Антропоморфные стелы и изваяния известны на юге Европы и Сибири с позднего неолита и энеолита (конец 4-го – середина 3-го тысячелетия до нашей эры). Вероятно, они связаны с космогоническими культами. Для более позднего времени большинством специалистов признаётся их поминальный характер, при том, что оленные камни позднего бронзового и раннего железного веков Центральной Азии обычно лишены облика человека. Каменные бабы скифской археологической культуры и сако-массагетского круга культур реалистичны по стилю. Черты обряда, с которым они связаны, не всегда ясны. Известны случаи, когда большое число каменных баб входило в состав сложных культовых комплексов (Байте и др.).

Каменные бабы

Реклама

У тюркоязычных народов каменные бабы всегда портретны, так как изображали умершего, участвующего в своём поминальном пиру. Каменных баб не ставили на могиле, поминки совершались вдалеке от кладбищ. В Тюркском каганате 6-8 века нашей эры умерший изображён с чашей в правой руке, левая рука лежала на мече, висящем на поясе. Изваяния ставили к востоку от квадратной каменной оградки, лицом на восток, перед ним тянутся балбалы, означавшие побеждённых героем врагов. В мемориалах аристократов II Восточной Тюркского каганата (Кюль-тегина, Бильге-кагана и др.) есть изваяния их супруг (катун) и (под влиянием Китая) чиновников, а также животных. Женские каменные бабы ставились и на землях Западного Тюркского каганата. Каменные  бабы уйгур 8-9 века одиночны, без всяких сооружений, имеют пояса, но лишены оружия, сосуд держат перед грудью двумя руками. Каменные  бабы кипчаков тоже держат сосуд двумя руками, лишены оружия, поясов, элементов одежды; лица, в отличие от др. Каменные  бабы, не портретны, а условны и однотипны; стоят в середине круглых или квадратных каменных выкладок группой от 2 до 6, среди них есть изображения женщин. К этому же канону восходят памятные комплексы половцев 11 - начало 13 века. Их каменные бабы нередко ставились парами и группами внутри каменных сооружений или закапывались в ямы на всю высоту; сосуды держат двумя руками на животе, лица портретны, объёмно высечены тело, одежда, оружие; фигуры сидят на сиденьях, свесив ноги. Эта поза перенята в каменных бабах Восточной Монголии 13-14 века.

Каменные бабыИстоки портретности каменных баб не ясны. Древнейшие поминальные памятники у тюркских народов (2 век до нашей эры - 5 век нашей эры) имели вид каменного столба, перед  восточной стороной которого, в яме, помещались поминальные приношения. Форму столба сохранили все средневековые каменные бабы, нередко изображение на них ограничивалось одним лишь лицом или каменную бабу заменял стоячий камень. Древние хакасы на Енисее и чики в Тувинской котловине также не создавали скульптур; на вертикальной стеле они высекали тамгу и руническими письменами - имя умершего, слова его плача по закончившейся жизни.

Лит.: Евтюхова Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии // Материалы и исследования по археологии СССР. М.; Л., 1952. № 24; Кызласов Л. Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей // Советская археология. 1964. № 2; он же. История Тувы в средние века. М., 1969; он же. Древнейшая Хакасия. М., 1986; Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. Л., 1966; Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния. М., 1974; Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосиб., 1984; Новицкий Е. Ю. Монументальная скульптура древнейших земледельцев и скотоводов Северо-Западного Причерноморья. Од., 1990; Ольховский В. С., Евдокимов Г. Л. Скифские изваяния VII-III вв. до нашей эры М., 1994; Teлeгiн Д. Я., Пoтexiнa 1. Д. Кам’янi «боги» мiднoгo вiкy Украïни. Киïв, 1998; Ермоленко Л. Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей. Новосиб., 2004; Леонтьев Н. В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан, 2006.

И. Л. Кызласов.