Камея

КАМЕЯ (французский - caméе, итальянский - cammeo), разновидность геммы, изделие из резного, чаще всего полудрагоценного камня с выпуклым рельефным изображением. Техника создания камеи появилась в античной Греции в эпоху эллинизма (4 век до нашей эры), их вырезали из многослойного сардоникса, разноцветные слои которого усиливали контраст между изображением и фоном. Крупнейшим центром производства камеи была Александрия Египетская. На камеях изображались как одиночные фигуры, так и сложные повествовательные и аллегорические композиции («Камея Гонзага» с изображением Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои из Александрии, сардоникс, 3 век до нашей эры, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Камеи также служили украшениями, вставлялись в различные предметы («Чаша Фарнезе», сардоникс, 1 век до нашей эры, Национальный археологический музей, Неаполь). В Древнем Риме наиболее значительные декоративные камеи были созданы в период ранней империи («Камея Августа», после 10 года нашей эры, Художественно-исторический музей, Вена; «Суд Париса», 1-я половина 1 века нашей эры, Старый музей, Берлин; «Большая камея Франции», 20-е годы нашей эры, Национальная библиотека, Париж; все - сардоникс). В это же время возникла техника вырезания камеи в двухслойном стекле («Портландская ваза», начало 1 века нашей эры, Британский музей, Лондон).

Реклама

Камея В Византии в античной технике создавались камеи с изображениями на христианские сюжеты (камея с бюстом святого Георгия, гелиотроп, 10 век, Художественный музей Кливленда), получившие наиболее широкое распространение в период так называемого Македонского возрождения (середина 9 - середина 11 века). В средневековой Европе античные камеи стали предметом коллекционирования и подражания (камея с Посейдоном, оникс, 1-я половина 13 века, Художественно-исторический музей, Вена). В эпоху Возрождения античные камеи служили объектом копирования; в 15-17 веках по их образцам также создавались новые произведения - портреты правителей (Алессандро Медичи, халцедон, середина 16 века, Палаццо Питти, Флоренция), мифологические и христианские композиции («Святой Георгий, убивающий дракона», сардоникс, 17 век, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В разное время центрами создания камей были Неаполь, Флоренция, Париж, Нюрнберг, Прага и другие города. Камеи иногда вырезали также из дерева, кости, перламутра, кораллов и других материалов. Особую популярность камеи приобрели в эпоху классицизма (конец 18 – начало 19 века). В это время Дж. Уэджвуд стал воспроизводить камеи в керамике.