Камикадзе

КАМИКАДЗЕ (японский, буквально - божественный ветер; по преданию, название шторма, разметавшего флот монгольского хана Хубилая, пытавшегося завоевать Японию в 13 веке), японские лётчики-смертники во время 2-й мировой войны, управлявшие снаряжёнными взрывчатыми веществами самолётами вплоть до их столкновения с целью (обычно с крупными кораблями, главным образом авианосцами). Идея использовать камикадзе как средство, способное переломить ход боевых действий на Тихом океане в пользу Японии после утраты в середине 1943 года превосходства в воздухе, возникла в высших кругах японских сухопутных ВВС. Первоначально камикадзе становились добровольцы из отрядов «специальной атаки» (тесинтай), исповедовавшие принципы средневекового самурайского кодекса Бусидо. Камикадзе при жизни получали различные привилегии, в том числе и материальные, а погибшие в бою объявлялись святыми. К середине 1945 набор в камикадзе стал принудительным. Отряды камикадзе формировались штабами различных уровней и не имели однообразной структуры. Они комплектовались устаревшими самолётами всех типов, с которых было снято дорогостоящее оборудование и приборы. Всего было переоборудовано 5,4 тысяч самолётов (бомбовая нагрузка каждого до 1600 кг). С ноября 1944 года и до конца войны использовались также специально созданные самолёты «Накадзима» КИ-115 и самолёты-снаряды «Ока» («Цветок вишни»), представлявшие собой небольшой самолёт с твердотопливным двигателем, доставлявшийся в район атаки самолётом-носителем. На высоте около 8 тысяч м и на расстоянии 15-16 км до цели запускался двигатель (на 8-10 с) самолёта-снаряда, который после отделения от самолёта-носителя переходил в пикирование на цель и поражал её в районе ватерлинии. Масса ВВ на последних модификациях «Оки» достигала 2 т. Было изготовлено 805 самолётов-снарядов, применено 298. Первый боевой вылет камикадзе осуществлён в морской авиации 16.10.1944; первым камикадзе, поразившим 21.10.1944 американский транспорт в заливе Лейте, был лейтенант Е. Куно. За весь период применения камикадзе выполнено свыше 5 тысяч самолётовылетов, потоплено 45 и повреждено около 300 кораблей и транспортов. Принятые американским командованием меры по усилению средств ПВО, дальнего обнаружения и оповещения, рассредоточению сил флота позволили существенно уменьшить эффективность (менее 20%) применения камикадзе. За время боевых действий погибло свыше 2,5 тысяч лётчиков-камикадзе.

Реклама

Лит.: Хаяси Сабуро. Японская армия в военных действиях на Тихом океане. М., 1964; Яковлев Н. Н. 3 сентября 1945. М., 1971; Лейко О. Ю. Камикадзе. М., 1989; О’Neill R. Suicide squads. L., 1999.