Кампра Андре
КАМПРА (Campra) Андре (крещён 4.12.1660, Экс-ан-Прованс - 29.6.1744, Версаль), французский композитор. Сын хирурга - выходца из Италии, скрипача-любителя. С 1674 года пел в хоре церкви Спасителя в Экс-ан-Провансе. Получил теологическое образование, в 1681 стал священником. С 1681 капельмейстер церквей в Арле и Тулузе, в 1694-1700 - собора Парижской Богоматери, в 1723-42 - Королевской капеллы в Версале. Дебютировал как театральный композитор в 1697 году («Дивертисмент» в особняке герцога Сюлли). В том же году триумфальный успех ему принесло произведение в новом жанре - опера-балет «Галантная Европа» (либретто А. Удара де Ла Мота, Парижская опера); тема спектакля - поединок Любви и Распри, разворачивающийся во Франции, Италии, Испании и Османской империи, соответственно на французском, итальянском, испанском и «турецком» (исковерканном французском) языках, при этом музыка имитирует разные национальные стили.
Кампра – автор 9 балетов, в том числе «Венецианский карнавал» (1699), «Музы» (1703), «Венецианские празднества» (1710; в один из актов включена небольшая опера «Орфей», на итальянском языке), «Балет возрастов» (1718); 11 музыкальных трагедий, среди которых - «Танкред» (1702) и «Идоменей» (1712; выделяются большая сцена кораблекрушения и трагический финал). Постоянным либреттистом Кампры был А. Данше (либретто «Идоменея» в дальнейшем легло в основу одноимённой оперы В. А. Моцарта). С 1702 года дирижёр, с 1730 руководитель Парижской оперы, благодаря достижениям в музыкальном театре пользовался покровительством двора. С 1722 капельмейстер принца де Конти (для него писал дивертисменты, для спектаклей иезуитской коллегии - интермедии). Один из крупнейших авторов духовной музыки, создал более 100 мотетов, мессу (1699), реквием (1722). В числе других сочинений - светские кантаты, песни. Среди учеников - композиторы А. К. Детуш и М. де Ла Барр.
Реклама
Его брат Жозеф Кампра (1662-1744), музыкант оркестра Парижской оперы, автор песен, сценических дивертисментов (музыка утеряна).
Лит.: Baker А. The church music of А. Campra. Toronto, 1977. Vol. 1-2; Vollen G. Е. The french cantata: а survey and thematic catalog. Ann Arbor, 1982; Gorce J. de la. L’Opéra à Paris au temps de Louis XIV. Р., 1992; А. Campra à Versailles. Versailles, 1993; Barthélémy М. Campra: étude biographique et musicologique. Arles, 1995; Булычева А. В. Сады Армиды: Музыкальный театр французского барокко. М., 2004.
А. В. Булычёва.