Камён Гык

КАМЁН ГЫК, корейский традиционный народный театр масок. Возник в период до 7 века нашей эры. Ему предшествовали ритуальные танцы в масках «тхальчхум» (обязательный элемент древних обрядов, в основе которых - аллегорическое воспроизведение мифологических событий, явлений природы, трудовых процессов), традиция которых сложилась в период Трёх государств (1 век до нашей эры - 7 век нашей эры). Среди широко известных образцов «тхальчхум» - танец с мечом «Пляска Хван Чана» (исполнитель выступает в маске юного силлаского воина, изображая его подвиги, о которых рассказывается в «Записках во сне - о Восточной столице» Мэн Юаньлао); «Песня и танец Чхоёна» (конец 9 века), изображающие борьбу героя со злым духом, «Тэмён» - танец в золотой маске, «Сокток» - танец в фиолетовых масках, «Санье» - танец львов и др. Представления камён гык были адресованы широкому кругу зрителей и рассказывали о героических подвигах и знаменательных событиях корейской истории («Сандэ гык», «Подвиги Ха Гонджина» и др.). Танец в них сочетался с диалогами актёров. В камён гык выделяется жанр ухи - сатирических острокомедийных уличных представлений. Главными объектами осмеяния были чиновники, сборщики налогов, буддийские монахи, феодалы. В 16 веке одним из выдающихся актёров и драматургов камён гык был Хви Сэк - создатель остросатирических комедий («Возмущение слуги Но Бона», «Подношение даров» и др.). Число персонажей доходило до 25 («Мунхо», «Градоначальник Денихена покупает седло», «Домок денеса» и др.). До 18 века тексты пьес не записывались, актёры (квандэ) импровизировали на основе сценария. Квандэ владели искусством танца, сценического жеста, пения, звукоподражания. Представления камён гык популярны и на рубеже 20-21 веков (в них высмеиваются видные политические деятели, бизнесмены, чиновники).

Лит.: Чжо Донь Ил. История и принцип тхальчхум. Сеул, 1980 (на корейском языке); Чжон Гён Ук. Минсокгык. Сеул, 1993 (на корейском языке).

Б. П. Голдовский.