Камю Альбер

Камю (Camus) АльберКАМЮ (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир - 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, философ. В 1932-1936 годах учился в Алжирском университете; оставил учёбу по состоянию здоровья (с 1930 страдал туберкулёзом). В 1936 совершил путешествие в Центральную Европу, впечатления от которого отражены в его первой книге эссе «Изнанка и лицо» («L’envers et l’endroit», 1937, авторское переиздание - 1958). В 1936 организовал в Алжире «Театр труда», в котором играл и ставил произведения французских и других авторов. С 1938 занимался журналистикой. В 1940-45 годах жил во Франции; с 1941 участник Движения Сопротивления. С 1943 работал в издательстве «Gallimard»; в 1945-47 главный редактор газеты «Combat». В послевоенные годы много путешествовал (Алжир, Южная Америка, Италия, Греция); активно участвовал в театральной жизни Парижа и Алжира, создавал инсценировки многих произведений, в том числе романа «Бесы» Ф. М. Достоевского (1959).

Реклама

Творчество Камю обычно связывают с философией экзистенциализма, хотя сам Камю этой связи не признавал (равно как и не считал себя философом); своё мировоззрение он облекал в форму романов, новелл, эссе и драматических сочинений. Внешне сдержанная и бесстрастная проза Камю исполнена внутреннего трагизма: «смерть Бога» (выражение Ф. Ницше) вынуждает человека фактически взять на себя роль Творца, однако осознание неизбежности смерти приводит его к ощущению полной бессмысленности жизни. Камю были близки также идеи С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ф. М. Достоевского. Главный герой исторической пьесы «Калигула» («Caligula», издана в 1944, поставлена в 1945), обладая огромной земной властью, становится убийцей-философом, карающим судьёй, богом на земле, но не может противостоять своей судьбе. Мир, в котором царит абсурд, воссоздан в пьесе «Недоразумение» («Le malentendu», издана в 1944, поставлена в 1945), а также в романе «Посторонний» («L’ét-ranger», 1942; экранизация Л. Висконти, 1967), где Камю, переосмыслив традиции европейского романа воспитания, изобразил противостояние одиночки косным нормам морали, обессмысливающим поведение людей. В эссе «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942) трактованный в духе стоицизма образ Сизифа демонстрирует возможность выживания человека в абсурдном мире, а также символизирует не внешнее, но внутреннее восстание против бессмысленности бытия. Проблематика бунта доминирует в двух «Письмах немецкому другу» («Lettres à un ami allemand», 1943, 1944), пьесах «Осадное положение» («L’état de siège», издана в 1949, поставлена в 1948; в соавторстве с Ж. Л. Барро) и «Праведники» («Les justes», поставлена в 1949, издана в 1950), сборнике публицистики «Злободневные заметки I» («Actuelles I», 1950).

Огромный успех снискал роман-притча «Чума» («La peste», 1947), в котором соединяются черты хроники, скрупулёзно фиксирующей будни умирающего от эпидемии города, и социально-философской аллегории (попытка выработать внехристианское решение проблемы спасения). Изначально разобщённые и пассивные герои романа перед угрозой смертельной опасности объединяются, чтобы совместно противодействовать господствующему в мире абсурду. В эссе «Бунтующий человек» («L’homme révolté», 1951) звучит критика тоталитаризма и связанного с ним оправдания убийства; критикуя современную цивилизацию, Камю выступает апологетом «вечных ценностей». В романе-исповеди «Падение» («La chute», 1956), содержащем беспощадный приговор современному индивиду, Камю на свой лад трактует христианский мотив первородного греха. Тема безысходного одиночества творческой личности развита в новелле «Иона, или Художник за работой» («Jonas ou l’Artiste au travail», экранизация А. Л. Кайдановского, 1984), вошедшей в сборник «Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957).

В последний период жизни Камю выступал с критикой коммунистических режимов в Восточной Европе и против войны в Алжире, которой был посвящён 3-й том «Злободневных записок» («Actuelles III», 1958). Критика Камю революционного насилия вызвала бурные споры среди французской интеллигенции и привела к разрыву дружеских отношений с Ж. П. Сартром (1952). Последнее сочинение Камю - незавершённый роман «Первый человек» («Le premier homme», опубликован в 1994). На русский язык произведения Камю переводились с 1966 года (перевод романа «Посторонний» выполнен Г. В. Адамовичем и озаглавлен им «Незнакомец»); в СССР - с 1968. Нобелевская премия (1957). Погиб в автокатастрофе.

Соч.: Сочинения. Хар., 1998. Т. 1-5; Œuvres complètes. Р., 2006. Vol. 1-2.

Лит.: Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». М., 1973; Кушкин Е. П. А. Камю. Ранние годы. Л., 1982; Amiot А.-М. А. Camus et la philosophie. Р., 1997; Davidson R. Camus: the challenge of Dostoevsky. Exeter, 1997; Фокин С. Л. А. Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Aronson R. Camus and Sartre: the story of а friendship and the quarrel that ended it. Chi., 2004; Lévi-Valensi J. А. Camus, ou, La naissance d’un romancier: 1930-1942. Р., 2006; Marchetti М. Camus е Dostoevskij: il romanzo sulla scena. Roma, 2007; Di Pilla F. А. Camus е la critica: bibliografia internazionale (1937-1971). Lecce, 1973.

Е. Д. Гальцова.