Канаки
КАНАКИ, меланоновокаледонцы (самоназвание - kanak, от гавайского - человек), группа меланезийских народов, коренное население Новой Каледонии. Численность свыше 75 тысяч человек (2008, оценка). Подразделяются на группы: северную, южную и островов Луайоте. Северные канаки включают подгруппы: крайне северную - ялаю (язык ньялаю), кумак, чаач, или мвенебенг, ньюа-бонде (язык юанга), нджаве (ндьяве) и др.; северную - фвай, мвавеке, бвато и др.; центральную - чамухи, или чамуки (язык чемухи), пати (язык паичи, численность 9,2 тысяч человек). Южные канаки включают подгруппы: южную - аджиё, или андьиэ (8,4 тысяч человек), орове, хамеа (язык меа), харачыы (4,6 тысяч человек), харагуре, или аракуре, и др.; крайне южную - дубеа, или друбеа (язык думбеа), тайо, капоне, или квеньи (язык нумеэ), хамеха (язык меа) и др. На островах Луайоте живут деху, или лифуан (21 тысяча человек), ненгоне, или маре (10 тысяч человек), иааи (2 тысячи человек) и фага-увеа (1,4 тысяч человек). Говорят на языках новокаледонской подгруппы океанийских языков, на некоторых существует письменность на основе латинской графики, на харачыы ведётся преподавание в начальных школах, на паичи и андьиэ - также в средних учебных заведениях, андьиэ служит языком богослужения и региональным языком. Распространён также французский язык. Свыше 50% канаков - католики, остальные протестанты.
Реклама
Новая Каледония была заселена австронезийцами (носителями культуры Лапита) не позднее 2-й половины 2-го тысячелетия до нашей эры. Около 11 века нашей эры в состав канаков вошли переселившиеся на остров группы полинезийцев. К середине 19 века насчитывалось 40- 50 племён (каждое по 500-2000 человек). Земледелие у канаков было более развито, чем у других меланезийцев, практиковались ирригация и террасирование горных склонов. Основные культуры - ямс и таро; выращивали также бананы, кокосовую пальму и др. В доконтактный период отсутствовали свиньи и собаки. Были развиты гончарство (в том числе сосуды с рельефными изображениями человеческих масок и ящериц) и резьба по дереву. Для ритуальных масок характерны сильно моделированный нос и открытый рот с двумя рядами зубов. У северных канаков маска иногда соединялась с накидкой с вплетёнными перьями. Имелись патрилинейные роды и фратрии. Предпочитались матрилатеральные кросскузенные браки, а также браки с женщиной из материнского патрилиниджа (так называемый путь крови); брачное поселение патрилокальное. Широкое распространение имели авункулат и особые отношения внуков с дедами и бабками. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги различаются по относительному возрасту и относительному полу. Население делилось на знать и рядовых общинников. Существовали мужские дома, развитый этикет, система табу, иерархия вождей. Власть вождя передавалась по мужской линии, ограничивалась советом знати. Авторитет вождя во многом зависел от его ораторских способностей, ему приписывалось обладание безличной сверхъестественной силой (оро). Атрибутами вождя были круглая хижина с высокой крышей с резным шпилем, церемониальный топор с нефритовым лезвием (о коно, боулаиби боунбоут), раковинные деньги (ми). Среди вождей были распространены ритуальный каннибализм и полигиния. Умершие верховные вожди обожествлялись. Важную роль играли наследственные жрецы. Практиковалась татуировка.
Современные канаки сильно аккультурированы. Многие живут в городах, получают высшее образование, представлены в органах власти.
Лит.: Leenhardt М. Gens de la Grande terre. Р., 1953; Меликсетова И. М. Новая Каледония. Прошлое и современность. М., 1968; Bensa А., Rivierre J.-Cl. Les chemins de l’alliance: l’organisation sociale et ses représentations en Houvelle-Calédonie (région de Touho, aire linguistique cemuhi). Р., 1982; Boulay R. La maison kanak. Р., 1990; idem. Kanak arts. Nouméа, 2006; De jade et de nacre: patrimoine artistique kanak / Éd. R. Boulay, Е. Kasarherou. Р., 1990; Guiart J. Structure de la shefferie en Мélanésie du Sud. 2 éd. Р., 1992.
И. В. Чининов.