Канъами Киёцугу

КАНЪАМИ (Каннами) Киёцугу (настоящая имя и фамилия Миёмару Юдзаки) (1333, предположительно провинция Ига - 1384, провинция Суруга, ныне префектура Сидзуока), японский театральный деятель, актёр, драматург и теоретик сценического искусства, создатель японского традиционного театра, но и актёрского дома (школы) Кандзэ (Кандзэрю). Из семьи самурая. Был отдан по обету в храм на обучение актёрскому мастерству. Возглавлял одну из прославленных трупп бродячих актёров под названием Юдзакидза (Юдзаки - название деревни, дза - цех, труппа), которая часто выступала в Киото, с 1374 года под покровительством сёгуна Асикага Ёсимицу. Родоначальник японской авторской драмы, с которой связано возникновение театра но. Автор 8 пьес, в том числе «Мацукадзэ», «Дзинэн кодзи», «Сотоба Комати», «Эгути». Сюжеты для своих драм Канъами (как и все последующие драматурги) брал из мифологии, фольклора, воинских сказов, известных литературных памятников. Канъами радикально реформировал эстетику спектакля и технику игры. Ввёл в театральный обиход принципы мономанэ (подражание) и югэн (сокровенная красота), требовал от актёров подчинять подражание идеалу красоты и изысканности. Первым включил в спектакль новые ритмы - кусэ-но маи (песенный танец) и танцы из ритуалов урожая Дэнгаку (полевые игры). Признанный актёр, много выступал в провинции на храмовых праздниках.

Реклама

Канъами (Каннами) КиёцугуТеатр но получил законченные формы в результате деятельности сына Канъами - Дзэами (Сэами) Мотокиё (настоящая имя Онияся) (1363-1443), актёра, драматурга, теоретика сценического искусства. В 36 лет получил артистическое имя Дабуцу Дзэами (исправляющий и ублажающий мир магический будда). После смерти отца возглавил труппу. В 1422 году постригся в монахи. В 1433 сослан на остров Садо, где находился до 74 лет. Создатель учения о ремесле актёра, изложенного в 24 трактатах (впервые опубликованы в 1909, принесли автору всемирную славу). Главный трактат - «Фуси кадэн» («Предание о цветке стиля», 1400-18) переведён на основные европейские языки (в том числе на русский). Автор более 100 пьес, многие из которых составляют основу репертуара театра но рубежа 20-21 века («Ацумори», «Такасаго», «Идзуцу» и др.).

Лит.: Ёкёку - классическая японская драма. М., 1979; Апарина Н. Г. Японский театр Но. М., 1984; Ясима М. Мастерство Дзэами и его взгляды на искусство. Токио, 1984 (на япон. яз.); Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля (Фуси кадэн), или Предание о цветке (Кадансё). М., 1989; Японский театр. СПб., 2000; The flowering spirit: classic teachings on the art of Nö. Tokyo; N. Y., 2006.

Н. Г. Анарина.