Каневский Аминадав Моисеевич

Каневский Аминадав МоисеевичКАНЕВСКИЙ Аминадав Моисеевич [17(29).3.1898, Елисаветград - 14.6.1976, Москва], российский график, народный художник СССР (1973), действительный член Академии Художеств СССР (1973). Учился в Москве - на рабфаке при Вхутемасе (1921-1924) у М. Ф. Шемякина, во Вхутеине (1924-30) у Н. Н. Купреянова, П. Я. Павлинова, В. А. Фаворского, Д. С. Моора. Член АХРР (1924-30), сотрудник сатирических журналов «Безбожник у станка», «Прожектор», «Крокодил» (постоянный сотрудник с 1936), «Мурзилка» и др. Автор иронических, преимущественно гротесковых, рисунков, Каневский смело шаржировал облик своих персонажей не только в карикатурах, но и в книжной иллюстрации [«Помпадуры и помпадурши» (1935) и «За рубежом» (1939) М. Е. Салтыкова-Щедрина; «Басни» С. В. Михалкова (1946, совместно с Кукрыниксами); также произведения В. В. Маяковского, И. А. Крылова и др.], раскрывал смысл образа с помощью неожиданных и острых метафор. Любимый инструмент (перо) вносил свободу и энергию в смелый рисунок; цвет в нужных случаях добавлялся акварельной подкраской. Много работал в области детской иллюстрации («Золотой ключик» А. Н. Толстого, 1943; книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, Н. Н. Носова и др.), сохраняя стиль лёгкого, ироничного и весёлого комментария к тексту. Лишь с 1950-х годов, в работе над иллюстрациями к произведениям Н. В. Гоголя, Каневский вынужден был перейти к активно тогда насаждавшейся технике чёрной (а затем и цветной) акварели. Его рисунки отчасти теряют прежний темп и свободу сатирических преувеличений; повествовательность берёт верх над гротескной остротой. Создавал также плакаты (1930-е годы), станковые карикатуры, портреты, дружеские шаржи. Автор «Автобиографии» (опубликована в 1937), статей по вопросам искусства графики.

Лит.: Халаминский Ю. Я. Каневский. М., 1961; Иоффе М. А. М. Каневский // Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971; А. М. Каневский: [Альбом]. М., 1974.

Ю. Я. Герчук.