Канканай
КАНКАНАЙ (канканаэй, самоназвание - kankanay), один из филиппинских горных народов на севере острова Лусон. Живут на юге административного района Кордильера - на севере провинции Бенгет, западе и юго-западе Горной провинции, а также юго-востоке провинции Южный Илокос и востоке провинции Ла-Унион. Делятся на группы северных канканаев (сагада игорот, западный бонток - около 100 тысяч человек, 2008, оценка) и центральных канканаев, или канканаэй (около 200 тысяч человек). Говорят на языках бонтокканканайской подгруппы центрально-кордильерской группы северо-лусонской ветви филиппинских языков. Центрально-канканайский язык имеет 4 диалекта: манкаян-бугиас, капанган, бакун-кибунган, гинсадан. Письменность на основе латинской графики, на северо-канканайском языке ведётся школьное обучение. Распространены также английский язык, бонтокский, илокано, с начала 21 века в школах преподаётся тагальский язык. Канканаи расселены чересполосно с бонтоками и ибалоями (наболоями), говорящими на языке южнокордильерской группы; канканаев и ибалоев называют также бенгетигорот. Сохраняют традиционные верования, часть - христиане.
Реклама
Контакты с испанцами с середины 17 века. Канканаи взаимодействовали с равнинными народами, испанцами и китайскими торговцами больше и христианизированы раньше, чем большинство других горных народов. В 19 веке были построены дороги, соединившие территории канканаев с равнинами Илокоса, по которым началось освоение Кордильеры. Испанцы построили на территории канканаев школы и миссии, ввели выращивание новых культур - кофе, табака.
Основное традиционное занятие - подсечно-огневое пашенное земледелие. Поливное рисосеяние появилось под влиянием других горных народов, слабо развито. С 17-18 века основой рациона стал сладкий картофель (камоте). Ныне главное занятие - огородничество, в том числе на продажу (территория, где живут канканаи, ибалои и бонтоки, снабжает овощами весь Лусон). Пашут плугом в упряжке карабао. Выращивают также сахарный тростник и табак, разводят кур и свиней для жертвоприношений; буйволов покупают на равнинах. Рыболовство развито больше, чем у других горных народов. Ранее была распространена охота. Издавна занимались добычей меди и золота (на территории канканаев много горнорудных разработок). Развиты плетение из бамбука и ротанга, сохраняется кузнечное ремесло; резьба по дереву уступает ифугаоской; домашнее ткачество утрачивает значение. Традиционное жилище в основном наземное, семьи высшего ранга жили в свайных домах. Для традиционной одежды характерен женский широкий (до 10 см) жёсткий пояс (бакгет). Среди пожилых женщин распространена сложная татуировка (у мужчин татуировка, связанная с охотой за головами, исчезла).
Традиционное общество делилось на ранги: кадангьянг - аристократия; комидуа (буквально - вторые) - большинство населения; кодо - бедняки, не имеющие земельной собственности. Значительную роль играют потомки от смешанных браков между неаристократическими канканайскими семьями и илоканскими или китайскими торговцами и огородниками. Их положение вне традиционной ранговой структуры избавляет их от необходимости устраивать обязательные для аристократии дорогостоящие празднества типа потлача (байяс), что позволяет им быстро наращивать капитал. Деревни делились на кварталы (ат-ато) с вымощенной камнем площадкой для мужских собраний (ат-ато), на которой собирался совет старейшин, и проводились ритуалы, связанные с охотой за головами. В комплекс ат-ато входил также дом неженатых юношей и терраса, на которой располагались захоронения выдающихся предков и черепа врагов, убитых при охоте за головами. Существовали пробные браки; пары жили в домах для девушек (эбган). Счёт родства билатеральный. Сохраняется иерархия богов, представленных супружескими парами, во главе с демиургом Кабунианом, вера в духов, вызывающих болезни, духов местности, духов предков. Ритуальные специалисты: руководители общинных аграрных ритуалов (мамадэ, мамадур), знатоки обрядов и обычного права (манабиг), шаманы (мамбунонг) и шаманки (манггенгей), знахарки (манпудпуд). Во время жертвоприношений исполняются ритуальные мифы (капья). Характерные формы пения: диалоги между двумя группами мужчин, каждая во главе с солистом; мужчинами и женщинами (дайэнг); молодой женой, входящей в деревню, и деревенскими женщинами (даинг). Танцы - тамонг и тайау, имеющие целительную функцию; танец-ухаживание теректек («дятел») и др. Сюжет о потопе, который пережили брат и сестра, представлен и в мифах (Лумавиг и Банган), и в сказках (Лавиган и Буган).
В деревнях распространено отходничество (главным образом на горные разработки). Канканаи теряют традиционную культуру и язык, переселяются в посёлки и города (Ла-Тринидад, Багио и др.). Сформировалась интеллигенция, представители канканаев имеются во властных структурах, канканаи участвуют в борьбе за права этнических меньшинств.
Лит.: Moss Cl. R. Kankanay ceremonies // University of California publications in American archaeology and ethnology. 1920. Vol. 15. №4; Eggan Fr. The Sagada Igorots of Northern Luzon // Social structure in Southeast Asia. Chi., 1960; Scott W. Н. On the Cordillera. Manila, 1966; idem. The discovery of the Igorots. Spanish contacts with the Pagans of Northern Luzon. Quezon City, 1982; Keesing F. М. А brief characterization of Lepanto society, northern Philippines // Sagada Social Studies. 1968. Vol. 13; Vanoverbergh М. Kankanay religion (Northern Luzon, Philippines) // Anthropos. 1972. Vol. 67. №1/2.
М. В. Станюкович.