Канон (в церковном праве)

КАНОН (греческий ϰανών - правило, правило, норма, мера) в церковном праве, установление, относящееся к устройству христианской Церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине.

В новозаветных текстах слово «канон» употребляется в значении «правила» христианской жизни (Гал. 6:16; Флп. 3:16), позднее, перейдя в область права, оно стало обозначать дисциплинарные постановления Церкви.

Часть канонов приписывается апостолам, часть выработана соборами церковными и отцами Церкви. Все поместные православные церкви (вселенское Православие) признают каноническим корпус, сложившийся к концу 9 века. В него входят: 85 Апостольских правил, 20 канонов I Вселенского собора (325), 7 - II Вселенского собора (381), 8 - III Вселенского собора (431), 30 - IV Вселенского собора (451), 102 - Трулльского собора (691-692), который в православной традиции считается продолжением VI Вселенского собора (680-681), 22 - VII Вселенского собора (787); каноны Поместных соборов: 25 - Анкирского (314), 15 - Неокесарийского (между 314 и 319), 21 - Гангрского (около 340), 25 - Антиохийского (около 330), 60 - Лаодикийского (2-я половина 4 века), 20 - Сердикийского (343-344), 1- Константинопольского (394), 147 или 134 (ввиду разного деления текста правил употребляется двойная нумерация) - Карфагенского (419), 17 - Двукратного в Константинополе (861) и 3 - Константинопольского в храме Святой Софии (879), а также правила святых отцов 3-8 века: 4 - Дионисия Александрийского, 12 - Григория Чудотворца, 14 - Петра Александрийского, 3 послания Афанасия Beликого, 92 правила Василия Великого, 8 - Григория Нисского, по одному - Григория Богослова и Амфилохия Иконийского, 18 ответов Тимофея Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 5 - Кирилла Александрийского, послания Геннадия Константинопольского и Тарасия Константинопольского. Язык оригинала этих канонов - греческий, за исключением канонов Карфагенского и Сердикийского соборов, которые были написаны на латинском языке (каноны Сердикийского собора, вероятно, одновременно составлялись на латинском и греческом языках).

Реклама

Эти каноны составляют фундамент канонического права всех поместных православных церквей, так как действуют во всех этих церквах на протяжении всей церковной истории одинаково. Но они являются лишь частью церковного нормотворчества: в позднейшее время в каждой из поместных православных церквей продолжали издаваться правила, однако они не имеют общецерковного авторитета. В католицизме наряду с канонами древней Церкви также действуют и иные установления (смотри Кодекс канонического права). Древние каноны дают ключ к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни, сохраняют значение критерия церковного нормотворчества и фундаментальные основы церковного правосознания, хотя отдельные каноны могут оказаться неприменимыми в связи с исчезновением упомянутых в них церковных институтов. Наука, изучающая каноны, именуется канонистикой.

От канонов следует отличать оросы - догматические определения соборов, относящиеся к вероучению (хотя первоначально в истории Церкви не существовало строгого разграничения между постановлениями, касающимися вероучения, и постановлениями относительно церковной дисциплины).

Протоиерей В. Цыпин.