Кант (песенный жанр)
КАНТ (от латинского cantus - пение, песня), песенный жанр, распространённый в России, Украине и Белоруссии в середине 17 - 18 веках. Основные признаки жанра - трёхголосие с параллельным движением 2 верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, квадратность группировки тактов. Мелодическая стилистика близка партесному концерту (смотри Партесное пение). Ранее других возникли канты на духовные тексты - псальмы. Канты панегирические и бытовые распространились в царствование Петра I, в рукописных сборниках записывались в пятилинейной нотации, сохранялись в городском быту до конца 18 века. В большинстве кантов слова и музыка анонимны; авторами музыки многих «петровских» кантов были государевы певчие дьяки, среди них - Василий Титов. Панегирические канты (они же - патриотические, приветственные) и их разновидность - виватные, или «виваты» (от латинского vivat - да здравствует), исполнялись в торжественных случаях: во время различных празднеств и придворных приёмов, ими начинались и заканчивались триумфальные шествия по случаю военных побед, заключения мира (например, кант «Радуйся Роско земле» на заключение Ништадтского мира 1721). Пелись хором или группой певцов (например, певчими дьяками), иногда сопровождались игрой на духовых инструментах, а также колокольным звоном, пушечной пальбой, фейерверком. Для этого рода кантов характерны фанфарная мелодика, рулады в верхних голосах на словах «виват», «осанна», «многая лета», имитационные переклички. Согласно Н. Ф. Финдейзену, некоторые виватные канты петровского времени были заимствованы из «тогдашнего польского придворного обихода». Тематика бытовых кантов различна: мореходная («Буря море раздымает»), лирическая, в том числе любовная («На горах Валдайских сидел Аполлон»), шуточная, известны канты о природе («Весна катит, зиму валит») и др. Бытовые канты были излюбленной формой музицирования средних слоёв городского населения до конца 18 века (среди авторов стихов - В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков). Оказали влияние на формирование романса и других жанров городской песенной культуры.
Реклама
Изд.: Музыка на Полтавскую победу / Сост., публикация, исследование и коммент. В. В. Протопопова. М., 1973 (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2).
Лит.: Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1928. Т. 1. Вып. 3; Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связях с литературой, театром и бытом. М., 1952. Т. 1 [с нотным приложением]; Орлова Е. О традициях канта в русской музыке // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978; Келдыш Ю. В. Ранний русский кант // Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978; он же. Внекультовая духовная песня // История русской музыки. М., 1983. Т. 1; он же. Песня в рукописных сборниках // Там же. М., 1984. Т. 2; Бейли Дж. Стихосложение русского «канта» с конца XVII в. до середины XVIII в. // Бейли Дж. Избр. статьи по русскому литературному стиху. М., 2004.