Кантилляция

КАНТИЛЛЯЦИЯ (предположительно от латинского cantilo - напевать), напевная речитация, основной вид синагогального литургического речитатива. Используется в богослужении иудаизма для публичного чтения Торы и других священных книг. Интонирование и ритмика подчинены смыслу и структуре текста. Указания для хазана (или кантора), содержащиеся в Масоре (в свитке Торы, который читается в синагоге, указаний нет, хазан должен знать их наизусть), включают знаки некудот (помогают огласовке и правильному произнесению некоторых согласных) и знаки-акценты (теамим, или таамей ха-микра, буквально - смыслы; помогают правильно интонировать текст). Кантилляция существовала уже в 1 веке, в 7-11 веках введены знаки; термин «кантилляция» появился в 18 веке.

Все виды кантилляции имеют формульный характер, распевы формул осуществляются по-разному: от строгой силлабики до развитой (и зачастую импровизируемой) мелизматики. Различаются 4 основных локальных стиля: кантилляция ашкеназов (опирается на миксодиатонику западноевропейских церковных ладов), кантилляция сефардов (в основе - мелодические модели арабского макама; мелизматика чрезвычайно развита), кантилляция итальянских евреев (предполагается её преемственность с древнегреческой меликой, основанной на 3 родах мелоса; мелизматика отсутствует), кантилляция йеменских евреев (характерны отсутствие микрохроматики и вольная трактовка знаков Масоры). Итальянская и йеменская кантилляции считаются наиболее архаичными.

Термин иногда переносится на типологически близкие виды напевной речитации (например, кантилляция Вед).