Кантор Тадеуш

КАНТОР (Kantor) Тадеуш (6.4.1915, Велополе, близ Кракова - 8.12.1990, Краков), польский режиссёр, сценограф, живописец, рисовальщик. В 1933-39 годах учился в краковской Академии Художеств у К. Фрыча. В 1939 поставил в Академии Художеств «Смерть Тентанжиля» М. Метерлинка. В созданном им в Кракове Независимом театре поставил «Балладину» Ю. Словацкого (1943), «Возвращение Одиссея» С. Выспяньского (1944). В 1944-55 художник в театрах Кракова, Ополе и др. В живописи и сценографии испытал влияния конструктивизма, экспрессионизма, дадаизма и футуризма.

Этапным в творчестве Кантора стало создание им театра «Крико-2» в Кракове (1955). Первая постановка - «Каракатица» С. Виткевича (1956). С этого времени Кантор обращался преимущественно к пьесам Виткевича («В маленькой усадьбе», 1961; «Сумасшедший и монахиня», 1963; «Водяная курочка», 1967; «Красотки и уродины», 1973), в поисках воплощения его концепции «чистой формы» выбирая агрессивные, провоцирующие, эпатирующие сценические средства. Режиссёр передавал персонажную функцию предметам, приравнивая их к человеческому телу и создавая так называемые биообъекты, пластические метафоры (человек с доской на спине, человек с двумя колёсами, вросшими в ноги, и т.п.).

Реклама

Кантор (Kantor) ТадеушПродолжая начатое М. Дюшаном исследование «готовых объектов» (редимейд), Кантор интересовался их «упаковками» - «амбаллажами» (французский - emballage), помещал во всевозможные «обёртки» не только любой реальный предмет, но и человека: из тесного шкафа появлялись люди-мешки в перформансе «Шкаф» (1966), героиню «Малой косметической операции» (1969) сначала забинтовывали и заклеивали пластырем, а затем покрывали мыльным раствором (в застывшем виде он тоже представлял собой своеобразную «упаковку») и т.п. Финальным этапом в его творчестве стал цикл спектаклей под общим названием «Театр смерти», который включал постановки, созданные на основе личного опыта Кантора (оживающие на сцене воспоминания художника об ушедших из жизни родных и друзьях): «Умерший класс» (1975), «Велополе, Велополе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой день рождения» (1991).

Интерес Кантора к спонтанности акта художественного творчества проявился в его поздней «живописи действия» («Ramamaganga», 1957, Национальный музей, Познань); непосредственно с театром связаны его хеппенинги (с 1965), обращение к формам энвайронмента (с 1963); ассамблажи Кантора («Зонтик и невидимый предмет», 1973, Национальный музей, Варшава, и др.) близки его театральным «амбаллажам». С 1947 года преподавал в Высшей школе изящных искусств в Кракове.

Соч.: Teatr śmierci: [manifest]. Warsz., 1975; Ambalaźe. Warsz., 1976; Ein Reisender - seine Texte und Manifeste. Nürnberg, 1988; Ma création, mon voyage. P., 1991; A journey through other spaces. Berk., 1993; Metamorfozy: teksty о latach 1938-1974. Kraków, 2000.

Лит.: T. Kantor. Emballages, 1960-76. (Cat.). L., 1976; Borowski W. T. Kantor. Warsz., 1982; Klossowicz J. T. Kantor. Teatr. Warsz., 1991; Kott J. Kadysz. Strony о T. Kantorze. Gdansk, 1997; Pleéniarowicz K. Kantor: artysta końca wieku. Wroclaw, 1997; Березкин В. Польский театр художника. М., 2004; Т. Kantor. Interior imaginacji. Warsz.; Kraków, 2005.

П. М. Степанова.