Канцона

КАНЦОНА (итальянский canzone - песня),

1) полутвёрдая форма итальянской поэзии песенного происхождения (смотри Твёрдые формы). Строфа классической канцоны состоит из двух частей: восходящей (2 члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей (1 член, кода). Одна из возможных схем: AbC+AbC + cDdEE (здесь большие буквы - длинные, малые - короткие стихи). Целое стихотворение состоит из 5-7 строф и ещё одной коды. За пределами Италии форма канцоны употребляется в стилизациях. Тексты канцоны в 16 веке использовались в музыкальных  мадригалах.

2) В Италии 16 века многоголосная песня, стилизованная в народном духе (сапzona alla napoletana, canzona villanesca). Также инструментальное переложение вокального сочинения. Со временем зависимость инструментальной канцоны от вокальной музыки исчезла. По форме инструментальные канцоны были аналогичны имитационно-полифоническим ричеркарам. Иногда в них проявлялись черты куплетности, встречались и репризные формы. Среди авторов инструментальных канцон  - Дж. Габриели, М. А. и Дж. Каваццони, Л. Виадана. Важнейший этап в истории инструментальной канцоны - творчество Дж. Фрескобальди, который, в частности, разработал тип однотемной канцоны с метроритмическим варьированием темы (своего рода вариационный цикл). В 17 веке к жанру инструментальной канцоны обращались также М. Нерп, И. Я. Фробергер, И. К. Керль. Сочинения, подобные канцоне, всё чаще стали называть фугами (Д. Букстехуде). Эволюцию жанра инструментальной канцоны венчает органная канцона d-moll И. С. Баха (BWV 588), по сути - фугированная форма. В 19 веке словом «канцона» иногда обозначался песенно-лирический характер музыки [например, II чacть 4-й симфонии П. И. Чайковского - in modo di canzone («в песенном роде»)].

Лит.: Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX в. М., 1979.

М. Л. Гаспаров(поэзия), Т. Н. Дубравская (музыка).