Кантус Фирмус

КАНТУС ФИРМУС (латинский - cantus firmus, буквально - прочный, твёрдый напев), мелодия, выполняющая функцию композиционной основы в полифонических сочинениях. История термина «кантус фирмус» восходит к средневековым трактатам о музыке; наиболее ранний источник, Аноним IV (между 1270 и 1280), содержит знаменитое определение: «Cantus vel tenor est primus cantus primo procreatus vel factus» («Кантус, или тенор, есть главный напев, произведённый, или установленный, изначально»). До 18 века термин употреблялся в нескольких значениях, в том числе как синоним термина «cantus planus» (плавный распев; богослужебная монодия с невыписанным музыкальным ритмом у католиков), как синоним тенора (голоса многоголосной композиции) и для обозначения мелодии, выдержанной в одинаковых и крупных длительностях (с противопоставлением её мелодии, ритмизованной в системе мензуральной нотации - cantus figuratus), и т.д.

Кантус фирмус обычно заимствуется (отсюда его другое название cantus prius factus - «предустановленная мелодия») из репертуара григорианского хорала; с 14 века использовались и светские источники [например, шансон «Почему меня бьёт мой муж» в мотете Г. де Машо; излюбленной мелодией такого рода была песня «Вооружённый человек» (L’homme armé), которая послужила кантус фирмусом для месс Г. Дюфаи, Жоскена Депре, Й. Окегема, А. Бюнуа, Я. Обрехта, Дж. П. да Палестрины], с 17 века - протестантский хорал. Формы, основанные на кантус фирмусе, находили применение в ведущих жанрах своего времени: в средние века - в органумах и клаузулах (например, у Перотина), в период арс нова и в эпоху Возрождения - главным образом в мессах и мотетах, в 17 - 1-й половине 18 века - в органных хоральных обработках, в немецкой многоголосной песне. Кантус фирмус обычно помещался в теноре (иногда излагался канонически или с передачей из голоса в голос). В работе с кантус фирмусом использовались многообразные приёмы композиционной техники, в том числе изоритмия, ритмическое увеличение и уменьшение, колорирование, мотивная разработка и т.п. С середины 18 века примеры музыки на кантус фирмусе редки (И. Брамс, М. Регер, С.И. Танеев).

Реклама

Лит.: Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus 4. Wiesbaden, 1967. Bd 1-2 (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft. Bd 4-5); Frobenius W. Cantus firmus // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Stuttg., 1972. Lfg 1; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982.