Kappа Карпо

КАРРА, Карра Дальмаццо (Carrà Dalmazzo) Карло (11.2.1881, Куарньенто, Пьемонт - 13.4.1966, Милан), итальянский живописец, график, теоретик искусства, художественный критик. В юности занимался декоративной росписью вилл, с 1895 жил в Милане. Принимал участие в оформлении итальянского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже; познакомился с французским искусством, театром и поэзией 19 века. Увлёкся анархистскими идеями; в период пребывания в Лондоне (1900) изучал труды К. Маркса, М. Штирнера и М. А. Бакунина. Вернувшись в Италию (1901), учился в Милане в вечерней Школе прикладного искусства (1904) и в Академии Брера (1906-10) у Ч. Таллоне. В ранних работах следовал системе дивизионизма; писал портреты (в том числе Ф. Энгельса, 1901), натюрморты, аллегорические картины («Аллегория труда», 1905). В 1910 участвовал в формировании движения футуризма. Наиболее известная футуристическая работа Карра «Похороны анархиста Галли» (1910-1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк) пронизана ураганными ритмами мелькающих фрагментарных форм. При посещении Парижа в 1911 и 1912 познакомился с Г. Аполлинером, А. Модильяни и П. Пикассо; испытал влияние французского кубизма («Миланская галерея», 1912, собрание Дж. Маттиоли, Милан). Карр чаще других футуристов применял коллаж; наклейки и надписи у него фиксируют передний план картины и, располагаясь по геометрическим линиям, создают устойчивый композиционный каркас, сдерживающий бурную динамику живописи («Демонстрация интервентистов», 1914, собрание Дж. Маттиоли, Милан; «Бутылка и стакан», 1914, частное собрание, Нью-Йорк).

Реклама

KappаВ 1915 году Карр отошёл от футуризма и, ориентируясь на «примитив» (творчество А. Руссо, африканская скульптура) и наследие итальянского Проторенессанса и Раннего Возрождения, обратился к поискам уравновешенной, конструктивно организованной формы («Чудо-ребёнок», 1915, частное собрание, Турин). В 1917 году, познакомившись с Дж. Де Кирико и А. Савинио, стал участником объединения мастеров метафизической живописи. В картинах этого периода перспективные коробки образуют тесные глухие интерьеры, в которых пребывают загадочные манекеноподобные персонажи («Идол-гермафродит», 1917, собрание Дж. Маттиоли, Милан; «Метафизическая муза», 1917, Пинакотека Брера, Милан; «Дочери Лота», 1919, Музей Людвига, Кёльн). В 1920-х годах Карр, модифицировав стилистику метафизической живописи, примкнул к новеченто (серии пейзажей 1920-х годов, в том числе виды Венеции, 1926; «Маяк», 1928, Национальная галерея, Прага; «Рыбаки», 1935, Галерея современного искусства, Милан), был пропагандистом этого направления (сотрудничал с газетой «L’Ambrosiano»). В дальнейшем его стиль не претерпел существенных изменений. Создавал также книжные иллюстрации (к роману «Дон Кихот» М. де Сервантеса, 1943; к произведениям С. Малларме и др.), обращался к гравюре и литографии. Автор статей о Джотто и П. Уччелло (1916), автобиографии (1943).

Соч.: Pittura metafisica. Firenze, 1919; La mia vita. Mil., 1945. Mil., 2002; Tutti gli scritti. Mil., 1978.

Лит.: Carrà М. С. Carrà: tutta l’opera pittorica. Mil., 1967-1968. Vol. 1-3; idem. С. Carrà: disegni, acqueforti, litografie. Firenze, 1980; Carrà М., Waldberg Р., Rathke L. Metafisica. Mil., 1968; Bigongiari Р. L’opera completa di Carrà dal futurismo alla metafisica... Mil., 1970; Carrà М., Valsecchi М. Carrà: Opera grafica, 1922-64. Vicenza, 1976; Dell’Acqua G. А. С. Carrà. (Cat.). Mil., 1987; Fagiolo М. Carrà. Mil., 1987; Poli F. La metafisica. Roma, 1989; D’Orsi Е. С. Carrà: antologica. [Cat.]. Assisi, 2005.

В. А. Крючкова.