«Капустник»

«КАПУСТНИК», пародийно-юмористическое представление. Возникло в театральной среде России в середине 19 века, когда установился обычай собираться в узком кругу актёров на 2-й и 3-й неделях Великого поста. «Капустник» возрождал традиции народной смеховой культуры, к которой восходит и сам термин (старинный деревенский обряд рубки капусты, включавший шуточные игрища). «Капустники» давали актёрам возможность реализовать те грани их таланта, которые не были востребованы театральной сценой. М. С. Щепкин выступал на домашних «капустниках» (Москва, 1840-50-е годы) с устными рассказами собственного сочинения. К. А. Варламов пел старинные романсы (Санкт-Петербург, 1880-1890-е годы). На «капустниках» МХТ в 1908 В. И. Качалов и А. Г. Коонен танцевали мазурку, а в 1910 актёры во главе с К. С. Станиславским вышучивали свои спектакли в цирковой пародии.

Для «капустника» характерна особая атмосфера фамильярной свободы и раскованности, ниспровержение признанных авторитетов и устоявшихся ценностей, самоирония. «Капустники» нередко давали жизнь новым зрелищным жанрам и формам. Из «капустников» МХТ родилось кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В начале 1920-х годов «капустники» устраивали в петроградском БДТ и в Большом театре в Москве. В период оживления общественной и художественной жизни во 2-й половине 1950-х - начале 1960-х годов жанр переживал бурный расцвет, причём участники «капустников» зачастую объединялись в пародийные театры малых форм («Вёрстки и правки» Центрального дома журналиста в Москве, студенческий театр МАРХИ «Кохинор и рейсшинка», студия МГУ «Наш дом» и др.). Популярность «капустников» вновь возросла с конца 1980-х годов. Среди самых знаменитых - «капустники» Дома актёра в Москве и актёрские «капустники» под руководством В. С. Жука в Санкт-Петербурге. Фестивали театральных «капустников» проводятся в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Лит.: Эскин А. М. В нашем доме. 2-е изд. М., 1980; Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 2007.

Л. И. Тихвинская.