Карачаево-балкарская литерату­ра

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература на карачаево-балкарском языке. Представлена самостоятельными литературными традициями двух народов: балкарцев и карачаевцев.

Балкарская словесность зародилась во 2-й половине 19 - начале 20 века, ещё до появления национальной письменности. К. Б. Мечиев, положивший начало балкарской поэтической традиции на основе тюркской, персидской и арабской поэзии, записывал свои тексты арабскими буквами. От этого периода сохранились также импровизации Гычы (псевдоним певца и рассказчика, автора сатирических стихов, песен, афоризмов, побасёнок Б. М. Алчагирова). Существенный вклад в формирование балкарской литературы внесли просветители 19 века: первые публикаторы балкарского фольклора братья С.-А. и Н. Урусбиевы, русскоязычный публицист и прозаик Б. А. Шаханов, автор религиозных текстов С. Б. Чабдаров и др. В 1-й трети 20 века появляется первое поколение профессиональных балкарских писателей (С. О. Шахмурзаев, Х. К. Теммоев, С. Ш. Хочуев, А. К. Будаев и др.), обращавшихся главным образом к поэтическим жанрам и соединявших фольклорные приёмы с героико-революционной тематикой. В 1930-х годах формируется собственно лирическая традиция, отражающая духовный опыт горцев (К. Ш. Кулиев, К. С. Отаров); в творчестве Х. К. Теммоева, С. Ш. Хочуева, Х. Х. Кациева, А. М. Ульбашева, Б. И. Гуртуева развиваются прозаические жанры (рассказ, повесть, художественный очерк). На рубеже 1930-40-х годов появляются первые драматургические произведения («Кровавый калым» Р. К. Геляева, 1940, и др.); к жанру драмы обращаются И. Б. Жантуев, О. М. Этезов. В годы Великой Отечественной войны ведущим жанром становится патриотическая лирика («Мы победим!» Мечиева, 1941).

Реклама

Депортация балкарцев (1944-57) прервала развитие национальной прозы и драматургии, сохранялись лишь поэтическая и фольклорная традиции. Тема отнятой родины, ностальгические мотивы претворены в поэзии К. С. Отарова, К. Ш. Кулиева, Т. М. Зумакуловой. После возвращения балкарцев на историческую родину балкарская литература переживает расцвет: творчество Кулиева получило всесоюзное и мировое признание; во 2-й половине 20 века появилось новое поколение поэтов (М. Х. Мокаев, И. Х. Бабаев, С. С. Гуртуев, А. С. Созаев, А. Л. Байзуллаев), прозаиков (А. М. Теппеев, З. Х. Толгуров, Э. Б. Гуртуев, Ж. З. Токумаев, Б.Л. Гуляев), драматургов (И. Ж. Боташев, И. Ш. Маммеев). Формируется национальное литературоведение (Р. К. Отарова, Т. Ш. Биттирова, Толгуров, Теппеев, Ф. А. Урусбиева). В конце 1980-2000-х годах в творчестве молодых балкар началось переосмысление событий национальной истории, места и роли человека в изменяющемся мире (поэты А. Бегиев, М. Беппаев, М. Ольмезов и др.; прозаик Б. Чипчиков).

Первое оригинальное произведение карачаевской литературы - «Песня Хасаука» К. Байрамукова (1828), полтора столетия сохранявшаяся в народной памяти как фольклорная. На рубеже 19-20 веков началась деятельность карачаевских просветителей: И. Я. Акбаева - одного из создателей карачаево-балкарской письменности; И. П. Крымшамхалова (псевдоним Ислам Тебердичи), Х. Халилова, И. Хубиева и др. Основоположник национальной литературы - поэт И. У. Семёнов в первые десятилетия 20 века записывал свои стихи, как и балкарец К. Б. Мечиев, арабскими буквами. Первые профессиональные карачаевские писатели - поэт И. 3. Каракетов, двуязычный прозаик и публицист И. А.-К. Хубиев, русскоязычный поэт и публицист У. Дж. Алиев. Среди поэтов 1920-30-х годах - И. Каракетов, А. Л. Уртенов, Д. П. Байкулов, О. А. Хубиев. Большую роль в становлении прозы сыграла журналистика и публицистика; традиции эпического повествования на фольклорной основе заложил исторический роман «Чёрный сундук» Х. А. Аппаева (1935-36). Синтез игровых форм народных обрядовых представлений и традиций профессионального театра проявился в драматургии (Г. Гебенов, А. Коркмазов, А.-К. Батчаев, А. Боташева, Ш. Эбзеев).

В период депортации (1944-57) литературный процесс был прерван, культивировались главным образом фольклорно-песенные жанры. После возвращения на историческую родину бурное развитие получил короткий юмористический рассказ хабара (новость, анекдот), лучшие образцы которого создал М. А. Хубиев. Классикой карачаевской литературы стали стихи и проза Х. Б. Байрамуковой, поэзия А. А. Суюнчева, поэмы У. Б. Алиева. В последние десятилетия 20 - начале 21 века появились новые имена в поэзии, прозе и драматургии (Н. Хубиев, Х. Джаубаев, М. Батчаев, А. Кубанов, С. Лайпанов, А. Акбаев, Ф. Байрамукова, А. Узденов и др.), развивалось литературоведение (А. И. Караева, З. Б. Караева).

Лит.: Караева А. И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966; Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981; Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. / Сост. Т. Ш. Биттирова. Нальчик, 1993-1996. Т. 1-2; Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. XX в. Нальчик, 2003; Алиева С. У. Карачаевская литература // Литературы народов России. XX в. М., 2005; Отарова Р. К. Балкарская литература // Там же.

С. У. Алиева.