Карачи

КАРАЧИ, город на юге Пакистана, административный центр провинции Синд. Население 12,46 миллионов человек (2008), крупнейший по численности населения город страны; быстро растёт с середины 20 века (1,5 миллиона человек в 1955; 5,2 миллионов человек в 1981; 9,3 миллионов человек в 1998), в том числе за счёт притока переселенцев. Расположен близ дельты реки Инд, в 100 км от её впадения в Аравийское море. Крупный узел железных и автомобильных дорог. Главный морской порт Пакистана (на острове Киамари; грузооборот около 25 миллионов тонн в год); в 30 км к юго-востоку от Карачи крупный порт Бин-Касим (1980). Международный аэропорт Джинна (около 6 миллионов пассажиров в год).

Первоначально рыбацкое поселение белуджей, именовавшееся Колачи-джо-Готх. После 1729 важный торговый центр и порт на северо-западном побережье Индии. В 1839 захвачен англичанами и в 1843 присоединён к Британской Индии. В Карачи, являвшемся административным центром провинции Синд, располагалась британская военная база. Значение города особенно возросло после открытия в 1869 Суэцкого канала. В 1878 железной дорогой соединён с Пенджабом. После раздела Британской Индии в 1947 году на независимые государства Индия и Пакистан и до 1959 столица Пакистана.

Реклама

В деловом центре Карачи - постройки преимущественно 19-20 века; к северо-западу от него расположен Старый город с узкими улицами и малоэтажной застройкой. К югу - регулярные кварталы с особняками; на побережье - район Клифтон со зданиями дипломатических миссий, виллами. Среди архитектурных памятников: Масоник-холл (1845), неоготический дворец Фрир-холл (1865; ныне Джинна-холл и библиотека), неоготическая часовая башня (1889) на Императорском рынке, здания Верховного суда и муниципалитета в стиле неоклассицизма (начало 20 века), англиканские Троицкий собор и церковь Апостола Андрея; католический собор Святого Патрика (1881); зороастрийские башни молчания, храм парсов Дар-и-Мехтар; дворец Мохатта (конец 1920-х годов, ныне музей), здание корпорации развития метрополии Карачи (1935), университет (1951, французский архитектор М. Экошар и др.; Археологический музей, 1956), мавзолей Каида-и-Азама - памятник основателю Пакистана М. А. Джинне (1958-68), художественный центр (1960), Государственный банк (1961, архитекторы Дж.Л. Риччи, А. Кайум), отель «Интерконтиненталь» (1962, архитекторы У. Таблер, З. Патхан), мечеть Масджид-и-Туба (конец 1960-х годов). На острове Манора - руины крепости и индуистского храма (19 век).

КарачиСреди научных учреждений - Пакистанский институт международных дел (1947), Пакистанский совет по научным и промышленным исследованиям (1953), НИИ рака (1954), Институт управления (1954), Научно-исследовательский химический институт (1967), Академия имени Каида-и-Азама (1976). Среди государственных вузов - Инженерно-технологический университет NED (1922; современный статус с 1977), Медицинский университет имени Х. Дау (1945), Университет Карачи (1951), Университет для женщин (1998), Федеральный университет гуманитарных, естественных и прикладных наук урду (2002), Военно-морская академия; институты: бизнес-администрирования (1955), бизнес-образования (1993), текстильный (1994), экономики и технологии (1997), информационной технологии (1998). Среди негосударственных университетов - Университет Ага Хана (1983), Университет Хамдард (1991). Кампусы ряда вузов Пакистана. Библиотеки: городская (1852), мемориальная (1950), вузов, НИИ. Национальный музей Пакистана (открыт в 1950; произведения искусства Мохенджо-Даро и Хараппы, скульптура Гандхары), Музей авиации и др. Дом-музей М. А. Джинны (здание начала 20 века). В Карачи проходили матчи Кубка мира по крикету (1987, 1996), Кубок Южной Азии по футболу (2005). На Национальном стадионе (около 40 тысяч мест) проводит матчи сборная Пакистана по крикету.

КарачиКрупный торгово-финансовый и главный индустриальный центр Пакистана (в районе Карачи производится свыше 50% промышленной продукции страны). В Карачи расположена крупнейшая фондовая биржа Пакистана (1947). Ведущие отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка, чёрная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная. В машиностроительном комплексе выделяется автомобилестроение: предприятия компаний «Indus Motor» (дочерняя компания японского концерна «Toyota»; сборка легковых автомобилей), «Pak Suzuki Motor Company» (совместное японско-пакистанское предприятие; производство легковых автомобилей), «Nexus Automotive» (дочерняя компания американской «General Motors»; легковые автомобили), «Honda Atlas Cars» (совместное предприятие пакистанской «Atlas Group» и японской «Honda»; производство мотоциклов); «Atlas Engeneering» (группа «Atlas»; автокомплектующие детали). Развиты также судостроение и судоремонт (государственная компания «Karachi Shipyard and Engineering Works»). Чёрная металлургия представлена предприятиями компаний «Pakistan Steel» (завод полного цикла мощностью 1,1 млн. тонн продукции в год) и «Karachi Steel Rerolling Mills» («KSR»; передельный завод). Предприятия химической промышленности выпускают поливинилхлорид («Engro Asahi Polymer and Chemicals»), полистирол («Pak Petrochemical Industries»), полиэстер и синтетические волокна на его базе («Gatron», Group G&Т), пластиковые упаковки («Novatex» и «Crystalline Products» - Group G&Т). Традиционно развиты текстильная и пищевая промышленность.

В порту Бин-Касим - завод по производству азотных удобрений (компания «Fauji Fertilizer Company»), В пригородах Карачи нефтеперерабатывающие заводы компаний «Pakistan Refinery Ltd.» (районы Коранги и Киамари).

Близ Карачи создаются современные промышленные зоны: «Текстильный город» (предприятия по производству хлопчатобумажных тканей, готовой одежды, красителей); «Korangi Creek Industrial Park» (предприятия по производству готовой одежды, упаковки, а также по обработке драгоценных камней) и «Bin Qasim Industrial Park» (предприятия автомобилестроения, станкостроения, деревообработки, фармацевтической, химической и пищевой промышленности).

А. С. Бугров (экономика).