Карасукская культура

КАРАСУКСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового века (15/14-9/8 века до нашей эры) в Минусинской котловине на Енисее; ведущий металлургический очаг в северной зоне Восточно-Азиатской металлургической провинции. Сообщения о могилах карасукской культуры есть в дневниках И. Г. Гмелина; первые раскопки И. П. Кузнецова-Красноярского у села Аскиз в 1884. Выделена в 1920-е годы С. А. Теплоуховым по могильнику Карасук 1 на реке Карасук, близ бывшего села Батени (ныне Боградский район Хакасии, Россия); в основе современного представления о карасукской культуре разработки М. П. Грязнова.

Карасукская культураПоселения представлены селищами; на поселении Торгожак выявлены углублённые дома каркасно-столбовой конструкции на основании из каменных плит, нередко с тамбурами-входами; крыша утеплена землёй; в центре дома - очаги, в стенах - «алтарные» ниши (внутри - обломки каменных плиток, иногда с изображениями); «ритуальная зона» с более чем 40 ямами, на дне которых - остатки деревянных столбов, каменные фаллические предметы и обломки плиток (в том числе с изображениями лошадей), гальки с гравированными антропоморфными и геометрическими фигурами (рис., 4-6). Вблизи рудников изучались площадки для первичного обогащения руды и медеплавильни. Могильники состоят из квадратных, реже круглых каменных оград; внутри - в каменных ящиках из тонких плит или цистах, углублённых до 1 м, - 1-2 погребения (в основном вытянуты на спине или левом боку). У головы помещали 1-2 сосуда, в ногах, на деревянном подносе, - часть туши барана, коровы, редко лошади, конец лезвия или целый бронзовый нож; среди украшений - бронзовые бляшки, серьги, кольца, подвески, цепочки, пронизи, гребни, бусы из камня и глухого стекла, раковины-каури. Сосуды с шаровидным туловом, преимущественно круглодонные, часто лощённые до блеска; некоторые украшены прочерченными линиями, ромбами, треугольниками, фестонами, вдавлениями (иногда узоры инкрустированы белой пастой). В основе хозяйства - оседлое скотоводство; древнейшее в регионе достоверное использование лошади для верховой езды. Деятельность металлургического очага карасукской культуры базировалась на рудах Саяно-Алтайской горно-металлургической области; использовались в основном медно-мышьяковые сплавы. От Северного Китая до Восточной Европы известны мечи и кинжалы, получившие название «карасукских»: двухлезвийные, с прямым перекрестьем и грибовидным навершием, и однолезвийные, изогнутые, рукояти которых часто украшены геометрическими орнаментами, а навершия - фигурками оленя, лося, барана и др. (рис., 1-3).

Реклама

Выделяется 4 этапа карасукской культуры: карасукский, карасук-лугавский, лугавский и баиновский. Носители карасукской культуры - группы европеоидов при значительном монголоидном компоненте. Происхождение карасукской культуры связывают с многокомпонентной средой неолита и бронзового века прилегающих областей Сибири (окуневская культура и др.) при участии нескольких волн миграций носителей андроновской культуры с территории современного Казахстана и Верхней Оби, андроноидных культур Западно-Сибирской равнины,  восточных групп валиковой керамики культуры. На основе карасукской культуры сложилась тагарская культура.

Лит.: Членова Н. Л. Хронология памятников карасукской эпохи. М., 1972; Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986; Савинов Д. Г. Древние поселения Хакасии: Торгажак. СПб., 1996; Рыкушина Г. В. Палеоантропология карасукской культуры. М., 2007.                     

С. В. Кузьминых.