Каратыгин Вячеслав Гаврилович

Каратыгин Вячеслав ГавриловичКАРАТЫГИН Вячеслав Гаврилович [5(17).9.1875, Павловск - 23.10.1925, Ленинград], российский музыковед, музыкальный  критик, композитор. Из семьи военного инженера, литератора. Обучался игре на фортепиано у матери, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории. В 1898 окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, тогда же сблизился с Н. А. Римским-Корсаковым и другими представителями Беляевского кружка (по композиции занимался у Н. А. Соколова). Совместно с И. И. Крыжановским, В. Ф. Нувелем и А. П. Нуроком организовал в Санкт-Петербурге «Вечера современной музыки» (1901-12). С 1906 выступал в качестве музыкального  критика в газете «Товарищ», журналах «Золотое Руно» и «Весы», в 1907-17 был музыкальным  сотрудником газеты «Речь», одновременно выступал в журналах «Театр и искусство» (с 1909, под псевдонимом Черногорский), «Аполлон» (1909-14), «Музыкальный современник» (1915-17). Как композитор Каратыгин был связан с театром В. Ф. Комиссаржевской (музыка к спектаклям «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио, 1908; «Чёрные маски» и «Анатэма» Л. Андреева, 1909; «Саломея» О. Уайльда, не поставлен) и другими драматическими театрами. Автор камерно-вокальных и фортепианных сочинений. Среди крупных композиторских работ - обработка народных песен для сценического представления «Обряд русской свадьбы» (1922-23, совместно с В. Н. Всеволодским-Гернгроссом). С 1916 преподавал в Петроградской консерватории (с 1919 профессор по кафедре истории музыки), с 1919 профессор и действительный член Института истории искусств в Петрограде. Был одним из организаторов и активных деятелей «Кружка друзей камерной музыки», член Художественного совета Петроградской филармонии, председатель редколлегии издательства «Тритон», выступал с лекциями перед массовой аудиторией.

Реклама

Один из крупнейших представителей русской музыкально-критической мысли начала 20 века, Каратыгин отстаивал новые явления в музыке: пропагандировал творчество А. Н. Скрябина, особенно позднего периода; верно оценил новаторство С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского и А. Шёнберга, основываясь на их ранних произведениях. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля считал революционным, отмечая при этом «ограниченность» музыкального  импрессионизма в целом. Из композиторов прошлого особенное внимание уделял И. С. Баху. Значительны заслуги Каратыгина в изучении жизни и творчества М. П. Мусоргского, однако в целом Каратыгину была свойственна характерная для модернизма недооценка музыки 19 века. Увлекаясь новым, он находил устарелыми некоторые произведения Л. ван Бетховена, М. И. Глинки, негативно отзывался о П. И. Чайковском, С. В. Рахманинове, осуждал открытую эмоциональность и патетику в ранних произведениях Скрябина. Неограниченная индивидуальная свобода и правдивость выражения внутреннего «я» композитора выдвигались им как основной закон художественной этики. Технологический анализ музыки, основанный на строго научных предпосылках, Каратыгин отделял от эстетической оценки, которая, по его мнению, может быть только субъективной. Как исследователь-фольклорист Каратыгин записал несколько былинных напевов с голоса М. Д. Кривополеновой. Его «Учение об основных элементах музыки» (1925, не окончено) - широко задуманный опыт естественнонаучной ревизии элементарной теории музыки.

Соч.: Молодые русские композиторы // Аполлон. 1910. № 11, 12; Драма и музыка // Алконост. СПб., 1911. Кн. 1; «Парсифаль». Торжественная сценическая мистерия Р. Вагнера. СПб., 1914; Скрябин. П., 1915; О музыкальной критике // Музыкальный современник. 1915. Кн. 2; Родословная М. П. Мусоргского по мужской и женской линии. О «Сорочинской ярмарке». «Хованщина» и ее авторы. На родине М. П. Мусоргского. Перечень сочинений М. П. Мусоргского // Музыкальный современник. 1917. Кн. 5/6; I. Мусоргский. II. Шаляпин. П., 1922; От романтизма к реализму (Рихард Штраус). П., 1922; Шуберт. П., 1922; Избр. статьи. М.; Л., 1965.

Лит.: Оссовский А. В. Г. Каратыгин // Музыкальная летопись. Л.; М., 1925. Сб. 3; В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи. Материалы. Л., 1927 (библ. и нотография); Ступель А. Русская мысль о музыке 1895-1917. Л., 1980; Лащенко С. К. Музыкальная журналистика и музыкальная критика // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б.