Караваджизм

КараваджизмКАРАВАДЖИЗМ, направление в европейской живописи 17 века. Сформировано в 1-й трети 17 века работавшими в Риме и Южной Италии подражателями Караваджо, среди которых были как итальянские живописцы (Гверчино и Г. Рени в ранний период их творчества, О. и А. Джентилески, Б. Манфреди, Дж. Б. Караччоло и др.), так и приезжие мастера («утрехтские караваджисты» Х. Тербрюгген, Д. ван Бабюрен, Г. ван Хонтхорст; французские художники Валантен, С. Вуэ; голландский художник П. ван Лар, немецкий живописец А. Эльсхеймер). Дальнейшее развитие караваджизма не всегда было связано с непосредственным влиянием Караваджо на конкретных мастеров. К середине 17 века караваджизм  стал общеевропейским движением, оказавшим воздействие на большинство крупнейших мастеров барокко и распространившимся, помимо Италии, во Фландрии (Х. Сегерс, ранний П. П. Рубенс, Т. Ромбаутс, А. Брауэр и др.), Голландии (Ф. Халс, ранний Рембрандт, А. ван Остаде, Я. Вермер и др.), Испании (Х. де Рибера, Ф. Сурбаран, ранний Д. Веласкес) и Франции (Ж. де Латур, «живописцы реальности»).

Реклама

КараваджизмВ караваджизме отразились изменения в восприятии мира, характерные для эпохи барокко, и общий для большинства европейских стран процесс демократизации веры и искусства, отвечающий как духовным запросам широких слоёв городского населения Европы, так и идеологии Контрреформации с её требованием исторической и чувственной достоверности в изображении священных событий. Основополагающими принципами художественного языка караваджизма, проявившимися как в светской, так и в религиозной живописи, становятся последовательное обращение к реальной натуре и передача материальной вещественности предметного мира (жанры бодегонес и натюрморт). В целом для караваджизма характерны: интерес к простонародным бытовым сюжетам (сцены в тавернах, драки, картёжные игры и пр.) и типажам (фигуры музыкантов, простолюдинов, святых и мучеников, учителей веры и др.); монументализация обыденного мотива (пристрастие к однофигурным или малофигурным композициям); трактовка религиозной истории как жизненного события; активизация светотеневых контрастов в целях драматизации образа; использование «теневой» манеры с резкими перепадами света и контрастом тёмного фона и ярко освещённого первого плана.

Лит.: Moir А. The Italian followers of Caravaggio. Camb. (Mass.), 1967. Vol. 1-2; Всеволожская С. Н. Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже. Л., 1970; Караваджо и караваджисты. (Кат. выставки). Л., 1973; Nicolson В. Caravaggism in Europe. 2nd ed. Torino, 1990. Vol. 1-3.

В. Д. Дажина.