Карены (народы)

КАРЕНЫ (бирманский - кайин, монской - кареанг, тайское - йан), группа народов на юге и юго-востоке Мьянмы (национальные области Карен, Кая, Мон и Шан, административные области Иравади, Баго и Танинтайи) и северо-западе Таиланда. Говорят на каренских языках. К северным каренам относятся пао (таунду) - свыше 700 тысяч человек на юго-западе национальной области Шан. Юго-восточные карены включают: сго (бирманский - сако кайин, сахво кайин, бама кайин; буквально - бирманские карены) - 1,8 миллионов человек в дельте Иравади и горах Пегу-Йома (административная область Баго) и около 360 тысяч человек в Таиланде; пво (самоназвание - пхлоун, бирманский - поу кайин, мун кайин; буквально - монские карены), делятся на западных - свыше 220 тысяч человек в дельте Иравади и восточных - 1,1 миллиона человек в национальных областях Карен и Мон и на юге административной области Танинтайи, до 100 тысяч пво живут в Таиланде; кая (красные карены) - свыше 530 тысяч человек в национальной области Кая, на севере национальной области Карен и свыше 100 тысяч человек в Таиланде; бве - свыше 20 тысяч человек в районе городов Тандаун и Таунгу в национальной области Карен; близкие к бве геба (восточные бве) – 10 тысяч человек на севере национальной области Кая и на юге национальной области Шан и бре (брек, пре) - свыше 20 тысяч человек на юго-западе национальной области Кая и северо-востоке национальный области Карен; падаунг (кайан) - свыше 50 тысяч человек на северо-западе национальной области Кая, на севере национальной области Карен и на юго-западе национальной области Шан; возможно, близкие к падаунг йейнбо - 10 тысяч человек на востоке национальной области Шан; лахта (кхахта, тару) - 10 тысяч человек на юге национальной области Шан. К каренам также относятся: гекхо - 13 тысяч человек на севере национальной области Карен, западе национальной области Кая и юго-западе национальной области Шан; маны (мано) – 10 тысяч человек на западе национальной области Кая; йинтале - 10 тысяч человек в национальной области Кая; мопва (монепва, могва, паку) - 7,2 тысяч человек на западе области Кая и др. Общая численность от 5 до 7 миллионов человек (2008, оценка). В основном буддисты, около 20% - христиане (главным образом баптисты), часть сохраняют традиционные верования.

Реклама

Проникновение протокаренских племён на территорию Мьянмы и Таиланда с севера началось, вероятно, в середине 1-го тысячелетия нашей эры. Занимают пограничное положение между равнинными (мьянма, тайцами и монами) и горными народами. Обслуживали караванную торговлю, занимались работорговлей. У кая существовали княжества Кантаравади, Чебоджи и Болакхе. В колониальный период участвовали в низших звеньях администрации. В 1926 году британское правительство переселило часть карен на Андаманские  острова (ныне около 1 тысячи человек в 6 деревнях). Среди карен распространены сепаратистские тенденции. С 1948 действуют Каренский национальный союз и его военное крыло - Каренская национальная освободительная армия. Военные конфликты с правительством Мьянмы вызвали эмиграцию карен в Таиланд. В 1997 году образована Организация каренской солидарности. У кая с 1957 действуют Национальная прогрессивная партия Каренни и её военное крыло - Армия Каренни, с 1978 - Фронт национального освобождения Каренни.

Карены Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Занимаются земледелием (основная культура - рис), разводят быков и буйволов, в горах - коз. До середины 20 века сохранялись коллективная охота, в которой участвовало всё местное мужское население, отлов слонов. Развито плетение из бамбука и ротанга, у кая - горнорудное дело и бронзолитейное ремесло (в том числе изготовление священных барабанов пази с многолучевой розеткой и фигурками лягушек на верхней деке). Часть карен занимается отходничеством, работает на лесозаготовках и рудниках, живёт в городах. Свайное жилище на побережье близко к бирманскому, в предгорьях - к шанскому, у кая - часто сдвоенное. В горах распространены поселения кучевой планировки, до конца 19 века сохранялись длинные дома. Одежда - саронг у мужчин (у кая -широкие короткие штаны) и прямая сшитая юбка у женщин, прямозастёжная куртка без рукавов; на севере костюм близок к шанскому. Мужчины носили повязку вокруг головы, у кая - с узлом над ухом. Женщины кая оборачивали тело полотнищем и подпоясывались длинным широким шарфом, конец которого перекидывался через плечо; на плечах носили плащ. В одежде ряда групп преобладал белый (так называемые белые карены) или чёрный (так называемые чёрные карены) цвет. Распространены татуировка (в основном у мужчин), ножные и ручные браслеты, у падаунг - ожерелья-«воротники», удлиняющие шею, в виде спиралей из латунной проволоки (которая служила эквивалентом денег) у женщин. Основной праздник - Новый год (в декабре). Счёт родства билатеральный с элементами матрилатеральности. Запрещены кузенные браки (в исключительных случаях разрешается брак между сыном старшего сиблинга и дочерью младшего сиблинга) и браки между матрилатеральными родственниками. Система терминов родства бифуркативного типа с делением сиблингов и сиблингов родителей по относительному возрасту, а кузенов - по относительному возрасту их родителей. Брат матери и сестра отца отождествляются, соответственно, с отцом и матерью супруга. Термины делятся на референтивные и вокативные. Практикуются текнонимия, парные термины родства (дау пхо па ‘ребёнок и отец’, дау пиу вае ‘младший и старший сиблинг’ и пр.) и наименование детей по порядку рождения. Распространено побратимство (до). Родственники по женской линии имеют общий культ предков и ритуалы жизненного цикла (ау хае).

Лит.: Marshall Н. I. The Karen people of Burma: а study in anthropology and ethnology. N. Y., 1922; Hamilton J. W. Pwo Karen: at the edge of mountain and plain. Staint Paul, 1976; Marlow D. Н. In the mosaic: the cognitive and structural aspects of Karen-Other relationships // Ethnic adaptation and identity: the Karen on the Thai frontier with Burma / Ed. Ch. F. Keyes. Phil., 1979; Rastorfer J. М. On the development of Kayah and Kayan national identity. Bangkok, 1994; Living at the edge of Thai society: the Karen in the Highlands of Northern Thailand. L., 2003; Hayami Y. Between hills and plains: power and practice in socio-religious dynamics among Karen. Kyoto, 2004.

В. Б. Касевич; Г. В. Дзибель (социальная структура).