Карлсон Каролин

Карлсон (Carlson) КаролинКАРЛСОН (Carlson) Каролин (родилась 7.3.1943, Окленд, штат Калифорния), американская и французская танцовщица и хореограф. В 1950-1965 обучалась танцу в «Фресно классикал балле» (г. Фресно, штат Калифорния), в Школе балета Сан-Франциско и в университете штата Юта. В 1965-71 в «Театре танца Алвина Николайса» (Нью-Йорк). С 1971 солистка парижской танцевальной труппы Анн Беранже, где начала работать как хореограф («Ритуал для мёртвой улицы», 1972, и др.). С 1974 «этуаль-хореограф» Парижской оперы [титул создан специально для Карлсон; «этуаль» («звезда») - высшее звание в Парижской опере], где в 1975 году для неё организовали экспериментальную «Группу театральных исследований», функционировавшую под руководством Карлсон до 1980 года. Среди постановок: «Плотность 21,5» на музыку  Э. Вареза (1973), «Песочные часы - тюрьма» на музыку  Дж. Сермана (1974), «Безумцы из золота» на музыку  И. Вакевича (1975), «Ветер, вода, песок» на музыку  Б. Филиппса и Сермана (1976), «Этот, тот и другой» и «Начало, этот, тот, другой и конец» (обе на музыку  Вакевича, 1977), «Год лошади» на музыку  Ж. Шварца (1978), «Медленный, тяжёлый и синий» на музыку  Р. Обри и «Архитекторы» на музыку  И. С. Баха (обе 1980). Ставила также спектакли для «Опера-комик» в Париже и др. В 1980 вместе с Обри создала при театре «Ла Фениче» в Венеции Театр танца, где, в частности, в 1984 поставила и исполнила соло «Голубая леди» на музыку  Обри. В 1985-91 работала в «Театр де ла Вилль» (Париж). Карлсон ставила спектакли в театре «Фолькванг» в Эссене, Нидерландском театре танца (Гаага), Финском национальном театре (Хельсинки) и др. В 1992-94 возглавляла труппу «Кульберг Балеттен» (Стокгольм). В 1994 вместе с П. Барнье основала в Париже центр танца «Ателье де Пари». В 1999-2002 руководила танцевальной программой Венецианского биеннале, при котором открыла Академию современного танца. В 2004 году возглавила французский Национальный хореографический центр Рубе-Нор - Па-де-Кале. Среди постановок 1990-2000-х годов: «Не смотри назад» (1994) и «Знаки» (1997) на музыку  Обри, «Вид отсюда» Г. Яреда (1995), «Письмена на воде» Г. Брайерса (2002), «Тигры в чайном домике» Дж. Босуэлла (2004), «Двойное видение» Н. де Зорзи (2006). Автор более 80 постановок, Карлсон входит в число классиков танцевального авангарда 2-й половины 20 века. Оказала существенное влияние на сценический танец Франции, перенеся во французскую хореографию открытия американского постмодернистского танца. С 1974 активно занимается педагогической деятельностью в Париже, Вене, Милане, у М. Бежара в Лозанне и др. Премия «Золотой лев» Венецианского биеннале (2006). Награждена орденом Почётного легиона (2000).

Реклама

Соч.: Le soi et le rien. Arles, 2001; Solo: Poèmes et encres. Р., 2003.

Лит.: С. Carlson. Р., 1986; Delahaye G., White К., Michel М. С. Carlson. Grenoble, 1988; Reynolds N., MacCormick М. No fixed points: dance in the twentieth century. New Haven, 2003. 

Е. Я. Суриц.